Методические рекомендации для студентов 4 курса специальности «Филология» Новосибирск 2001 Общее языкознание: рабочая программа курса и планы семинарских занятий для специальности «Филология»

НазваниеМетодические рекомендации для студентов 4 курса специальности «Филология» Новосибирск 2001 Общее языкознание: рабочая программа курса и планы семинарских занятий для специальности «Филология»
страница1/12
Дата конвертации25.12.2012
Размер0,7 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Новосибирский государственный технический университет

Кафедра русского языка и литературы


Общее языкознание

Программа курса. План семинарских занятий

Методические рекомендации


для студентов 4 курса специальности «Филология»


Новосибирск

2001

Общее языкознание: Рабочая программа курса и планы семинарских занятий для специальности «Филология»

Факультет гуманитарного образования НГТУ, кафедра русского языка и литературы

Курс IV, семестр VII

Лекции - 34 часа

Практические занятия – 17 часов

Экзамен - VII семестр

Программу составили:

д.ф.н., проф. Е.К. Скрибник, к.ф.н. А.М. Лаврентьев


Рецензент: к.ф.н., доцент кафедры русского языка и литературы НГТУ

Г.М. Мандрикова

Содержание


Содержание 3

Предисловие 4

Содержание лекционного курса 8

Тема 1. Основные разделы общего языкознания (1 час) 8

Тема 2. Древнейшая история языкознания (1 час) 8

Тема 3. Античное и средневековое языкознание (2 часа) 9

Тема 4. Сравнительно-историческое языкознание (2 часа) 9

Тема 5. Структурная лингвистика (2 часа) 10

Тема 6. Фонология и морфология в структурной лингвистике (2 часа) 12

Тема 7. Типологическое языкознание (4 часа) 13

Тема 8. Синтаксис в структурализме, генеративистике и функционализме (2 часа) 14

Тема 9. Лингвистическая прагматика (2 часа) 16

Тема 10. Психолингвистика (2 часа) 17

Тема 11. Социолингвистика (4 часа) 18

Темы семинарских занятий 20

Семинар 1. Античное и средневековое языкознание. 20

Семинар 2. Сравнительно-историческое языкознание. 21

Семинар 3. Структурная лингвистика. 26

Семинар 4. Фонология и морфология в структурной лингвистике. 28

Семинар 5. Типологическое языкознание. 31

Семинар 6. Синтаксис в структурализме, генеративистике и
функционализме 36

Семинар 7. Прагматика, психолингвистика. 41

Мысленный образ прошедше-настоящего и потребного будущего 47

Смысловая программа высказывания = иерархия предикатов 48

Семантическая структура предложения 48

Поморфемное представление предложения 48

Моторная послоговая программа синтагмы 48

Семинар 8. Cоциолингвистика 50

Вопросы к экзамену по курсу «Общее языкознание» 57

Учебные пособия и литература 59

История языкознания: 59

Общее языкознание, структура языка: 59

Ресурсы по лингвистике в Интернет: 60

Предисловие


Цели и задачи курса “Общее языкознание”

Лекционный курс “Общее языкознание”, читающийся на IV курсе, продолжает на новом уровне задачи, ставившиеся на первом году обучения курсом “Введение в языкознание”. Цель обоих этих курсов в целом - это постановка профессионального лингвистического осмысления языка как явления действительности, как учебного предмета и как сферы профессиональной деятельности; усвоение лингвистической терминологии, современных лингвистических концепций и методов работы с языком.

Если курс “Введение в языкознание” основной своей целью имеет знакомство с понятийно-терминологическим аппаратом языкознания, то завершающий курс “Общее языкознание” суммирует знания о языке/языках, полученные на предыдущих курсах, и сводит их в единую систему, которая должна выступать как идеологическая основа и инструмент дальнейшей профессиональной деятельности. Кроме того, данный курс включает сведения об истории языкознания как истории лингвистических идей, смены научных парадигм, каждая со своими задачами, методами и результатами, и знакомит с новейшими направлениями в лингвистике.

Задачами курса «Общее языкознание» тем самым являются:

  • повторение и закрепление базовой понятийно-терминологической системы языкознания;

  • формирование умения видеть эту систему как целое и пополнять ее в ходе дальнейшего образования;

  • знакомство с современными представлениями об устройстве и функционировании языка;

  • представление о множественности научных парадигм в современной лингвистике, возможностей подхода к описанию языка с разных точек зрения и разными методами;

  • формирование умения соотносить друг с другом подходы разных школ, их метаязык и методику, разбираться в разных формальных способах представления результатов.

Основные задачи практических семинарских занятий:

  • продолжение работы над терминологией (умение дать определение термина и точно употребить его в собственном выступлении на заданную тему специально проверяется на экзамене: один из вопросов в экзаменационном билете - определение терминов из разных разделов курса);

  • знакомство с различными методами исследований, выполнение упражнений с анализом единиц языка разных уровней такими методами.

Структура курса определена необходимостью изложить в течение одного семестра сведения о языке существенно разного характера (сведения о его устройстве, о различных методах его исследования, о функционировании языка в обществе, соотношении его с другими явлениями человеческой культуры и др.). Поэтому в качестве «сюжетной основы», определяющей логику и последовательность знакомства с материалом, выбрана история научных парадигм в языкознании. Это позволяет проследить историю терминологии, изменение взглядов на язык, разработку методов, характер постановки задач; сведения же о структуре языка излагаются в разделах, посвященным тем школам, которые добились в данной области наиболее показательных результатов (фонетика и морфология – в разделе о структурализме, синтаксис – в разделах о генеративистике и функционализме и т.п.). Однако выдержать «в чистом виде» подобную схему не представляется возможным, ввиду существования ряда параллельных (или пересекающихся!) линий в истории лингвистики. Так, типология, зародившаяся одновременно со сравнительно-историческим методом и оттесненная на периферию в эпоху младограмматизма, впитав затем достижения структурализма, а также ряда более поздних концепций, является сейчас одним из динамично развивающихся направлений языкознания. В данном курсе история типологии излагается вслед за структурализмом, т.к. опыт показывает, что практическая работа на семинарских занятиях с материалом языков различных морфологических типов требует предварительного знакомства с методикой структурного анализа.


Организация работы в семестре

Работа по курсу «Общее языкознание» строится по модульно-рейтинговой системе: выполняя задания, студент может получить определенное количество баллов и при отсутствии пропусков семинарских занятий получить определенные льготы на экзамене.

Подготовка к семинару – это работа над тремя группами заданий:

  • чтение учебной литературы, текстов лекций (особое внимание здесь следует уделять работе над терминологическим аппаратом) и поиск ответов на вопросы по теме семинара;

  • выполнение заданий и упражнений;

  • подготовка рефератов для сообщений на 5-7 минут.

К каждому семинару дан список тем рефератов для самостоятельной работы (если сообщение посвящено ученому-филологу, то в этом сообщении следует дать и биографические сведения, и представление о лингвистических работах этого ученого; особое внимание следует уделить тем проблемам, которые непосредственно соотносятся с темой семинара; в конце необходимо привести список реферированных источников, минимум два названия). Выполнение реферата объемом в 2-3 страницы обязательно к каждому семинарскому занятию; староста группы следит за тем, чтобы темы распределялись между студентами равномерно и не было регулярных тематических пересечений («работы в парах и тройках»). Темы, помеченные двумя звездочками, – более сложные, рефераты по ним оцениваются выше. К концу семестра у каждого студента должно быть выполнено 8 рефератов.

Семинарское занятие состоит из 3-х частей:

  1. обсуждение основных вопросов по теме семинара;

  2. выполнение практических заданий и упражнений (за ответ на вопрос можно получить до 5 баллов). В случае необходимости на семинаре может проводиться анализ и проверка заданий, выполненных дома;

  3. сообщение студентов по самостоятельно подготовленным темам (каждое сообщение может быть оценено максимум в 10 баллов).

Рейтинг определяется по окончании семестра как среднестатистический. Студент, имеющий высокий рейтинг, во время экзамена имеет право отвечать не на все вопросы экзаменационного билета, а на один – по своему выбору.

***

При составлении заданий и упражнений к семинарам была использована следующая литература:

Апресян Ю.Д. Экспериментальное исследование семантики русского глагола. – М., 1967.

Залевская А.А. Введение в психолингвистику. – М., 1999.

Зиндер Л.Р. Введение в языкознание. Сборник задач. - М., 1998.

Кондрашов Н.А., Копосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. - М., 1985.

Лингвистические задачи. – М., 1983.

Плунгян В.А. Общая морфология. – М., 2000.

Фундаментальные направления современной американской лингвистики. Сборник обзоров. – М., 1997.

Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. – М., 1999.

Fromkin V., Rodman R. An Introduction to Language. Fifth edition. – Harcourt Brace Jovanovich College Publishers, 1993.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Методические рекомендации для студентов 4 курса специальности «Филология» Новосибирск 2001 Общее языкознание: рабочая программа курса и планы семинарских занятий для специальности «Филология» iconМетодические рекомендации по выполнению и защите курсовой работы с примерным перечнем тем для студентов 3 курса обучающихся по специальности
Методические рекомендации по выполнению и защите курсовой работы с примерным перечнем тем (планами и литературой) предназначены для...
Методические рекомендации для студентов 4 курса специальности «Филология» Новосибирск 2001 Общее языкознание: рабочая программа курса и планы семинарских занятий для специальности «Филология» iconУчебно-методический комплекс по курсу. Часть Тематический план занятий. Часть 1
Методические указания и программа курса для студентов, обучающихся по специальности «История»
Методические рекомендации для студентов 4 курса специальности «Филология» Новосибирск 2001 Общее языкознание: рабочая программа курса и планы семинарских занятий для специальности «Филология» iconХ. М. Бербекова С. К. Башиева, З. Р. Дохова, И. Р. Мокаева, Т. А. Чепракова
Филология, специальности 031001 – Филология, специализации 021701 – Русский язык и литература
Методические рекомендации для студентов 4 курса специальности «Филология» Новосибирск 2001 Общее языкознание: рабочая программа курса и планы семинарских занятий для специальности «Филология» iconМетодические указания по изучению курса 26 Планы семинарских занятий 29
Понятие «предпринимательское право» акцентирует предмет регулирования – предпринимательскую деятельность. Следовательно, каждое из...
Методические рекомендации для студентов 4 курса специальности «Филология» Новосибирск 2001 Общее языкознание: рабочая программа курса и планы семинарских занятий для специальности «Филология» iconПрограмма курса содержание пояснительная записка Формы аттестации и промежуточного контроля Структура курса. Лекционный материал. Часть I. Взорванный мир
Учебный курс “История русской литературы ХХ века (советский период)” по своему статусу является составной частью цикла общепрофессиональных...
Методические рекомендации для студентов 4 курса специальности «Филология» Новосибирск 2001 Общее языкознание: рабочая программа курса и планы семинарских занятий для специальности «Филология» iconТеория литературы поэтика
Рекомендовано Государственным комитетом РФ по высшему образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по...
Методические рекомендации для студентов 4 курса специальности «Филология» Новосибирск 2001 Общее языкознание: рабочая программа курса и планы семинарских занятий для специальности «Филология» iconМетодические рекомендации по организации практик студентов заочного отделения исторического факультета и факультета дополнительного профессионального образования, обучающихся по специальности «050402-65  юриспруденция».
Методические рекомендации предназначены для студентов заочного отделения исторического факультета и факультета дополнительного профессионального...
Методические рекомендации для студентов 4 курса специальности «Филология» Новосибирск 2001 Общее языкознание: рабочая программа курса и планы семинарских занятий для специальности «Филология» iconМетодические указания к проведению семинарских занятий для студентов всех специальностей дневной формы обучения
Обучение речевому профессиональному и деловому общению одна из задач подготовки будущих специалистов в современном вузе. Дисциплина...
Методические рекомендации для студентов 4 курса специальности «Филология» Новосибирск 2001 Общее языкознание: рабочая программа курса и планы семинарских занятий для специальности «Филология» iconМетодические рекомендации для студентов озо «Введение в педдеятельность»
Методические рекомендации предназначены студентам заочного отделения в целях улучшения их профессионально педагогической подготовки....
Методические рекомендации для студентов 4 курса специальности «Филология» Новосибирск 2001 Общее языкознание: рабочая программа курса и планы семинарских занятий для специальности «Филология» iconРабочая программа Специальность 012600 (020602) метеорология
Общий объем курса 100 часов. Из них: лекции – 32 часа, практические занятия – 32 часа, самостоятельная работа студентов – 36 часов....
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница