Башкирск ий антропонимик он в свете языковой картины мира (аспекты формирования и особенности функционирования)

НазваниеБашкирск ий антропонимик он в свете языковой картины мира (аспекты формирования и особенности функционирования)
страница1/4
Раемгужина Зилия Мухаметьяновна
Дата конвертации25.12.2012
Размер0,73 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4
На правах рукописи


Раемгужина Зилия Мухаметьяновна


Башкирский антропонимикон в свете языковой картины мира

(аспекты формирования и особенности функционирования)


Специальность 10.02.02. – Языки народов

Российской Федерации (башкирский язык)


Автореферат диссертации на соискание ученой степени

доктора филологических наук


Уфа – 2009


Работа выполнена в ГОУ ВПО “Башкирский государственный университет”


Научный консультант: доктор филологических наук, профессор академик АН РБ Марат Валиевич Зайнуллин


Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Рашит Закирович Шакуров




доктор филологических наук, профессор Суфиян Шамсутдинович Поварисов




доктор филологических наук, профессор Алмаз Галимзянович Шайхулов




Ведущая организация:


Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН



Защита состоится “26” ноября 2009 года в “14” часов на заседании диссертационного совета Д 212.013.06 в ГОУ ВПО “Башкирский государственный университет” по адресу: 450074, г. Уфа, ул. З.Валиди, 32, ауд. 423.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО “Башкирский государственный университет”


Автореферат разослан “ 2009 года


Ученый секретарь

диссертационного совета А.А.Федоров


Общая характеристика работы


Актуальность исследования. Проблемы антропонимики, науки о именах людей, развивающейся на стыке лингвистики, истории, этнографии, географии, являются одним из основных направлений в отечественном языкознании.

Особенностями имен собственных (далее ИС) являются их генетическая и функциональная вторичность по сравнению с нарицательными именами, структурно-языковая и функциональная специализация.

Признание многими учеными наличия лексического значения у ИС позволяет говорить об их способности обладать коннотацией, т.е. иметь дополнительную национально-культурную специфику (работы Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова, А.В. Суперанской, В.В. Воробьева, Л.Г. Саяховой, Р.Х. Хайруллиной, М.В.Зайнуллина, Л.М.Зайнуллиной, В.Н. Телия, А.Д. Шмелева и др.).

Картина мира отражает всю совокупность знаний и представлений человека об окружающей его действительности. Центральное место в языковой картине мира, в культуре народа, отражающихся в концептах занимает образ человека, а имена собственные, называя людей, являются одним из важнейших средств выявления тех национально-культурных особенностей, которые позволяют смоделировать "портрет" нации, указать на специфику функционирования человека в обществе, на его неразрывную связь с этносоциумом, а также на влияние общества на жизнь человека [Хайруллина 1995].

Жизнь каждого конкретного народа протекает в определенных культурно-исторических условиях, в условиях конкретной коммуникативной деятельности. Человек воспринимает мир через призму мировидения своей этнокультурной общности, частью которой является он сам. Антропонимическая лексика, являющаяся частью словарного состава конкретного языка, вызывает все более возрастающий интерес в современной лингвистике.

Актуальность диссертационного исследования определяется отсутствием работ, рассматривающих антропонимикон башкирского языка в свете языковой картины мира, отсутствием исследований, посвященных системному анализу антропонимикона в целом и ее отдельным подсистемам.

Степень изученности. В лингвистике термин “картина мира” появился в конце XIX века и в начале ХХ вв. В отечественной лингвистике - в 60-80-х гг. прошлого столетия. Данный термин появился в работах Вяч.Вс.Иванова, В.Н.Топорова, Г.А.Брутян и Ю.Н.Караулова, Р.Х.Хайруллиной, Т.В.Булыгина, А.Д.Шмелева, Н.И.Толстой, В.Г.Гак, Е.С.Яковлева, Н.Д.Арутюновой, Г.Н.Скляревской, В.Н.Телия, Ю.Д.Апресян, Е.В.Урысон и др. Исследования, посвященные лексико-семантической и структурной классификации имен собственных рассматривались в трудах Т.Х.Кусимовой, Р.Х.Халиковой, Р.З.Шакурова, А.Г.Шайхулова, Т.М.Гарипова, К.З.Закирьянова, Г.Ф.Саттарова, З.Г.Ураксина, Ф.Г.Хисамитдиновой и др. Теоретические основы заложены в трудах А.В.Суперанской, Э.Р.Тенишева, Б.А.Серебренникова, Н.А.Баскакова, Г.Дж.Джанузакова, Г.Ф.Благовой, В.У.Махпирова, Ю.А.Рылова и др.1

Несмотря на наличие значительного количества работ до настоящего времени отсутствуют работы, посвященные антропонимикону башкирского языка, где бы отразилась картина мира башкир.

Объект исследования в диссертации составляют антропонимы башкирского языка, выявленные по данным антропонимических и этимологических словарей, исторических текстов, отдельных текстов художественной литературы, текстов шежере, материалов писцовых и переписных книг, текстов Корана, метрических записей отделов ЗАГСа РБ.

Предметом изучения являются имена собственные, фамилии, отчества, псевдонимы, прозвища башкирского народа, в которых отражена картина мира башкир.

Материалом послужили имена собственные башкирского языка, а также антропонимы славянских и неславянских языков, незначительное количество текстов фольклора, которые явились культурным фоном, необходимым для данного исследования, не оставлены нами без внимания тексты Корана и других текстов священных писаний, иногда привлекались репрезентативные тексты предшествующих веков.

Основная цель исследования состоит в комплексном изучении башкирского антропонимикона, систематизации материала в аспекте формирования и выявления их особенностей функционирования с точки зрения отношения к культуре этноса. Для достижения данной цели поставлены и решены следующие задачи:

- определить специфику национального восприятия действительности и особенностей ее отражения в антропонимике;

- обозначить исторические периоды развития общества, которые повлияли изменению ИС башкир;

- рассмотреть причины, повлекшие на изменение состава башкирских имен собственных;

- анализировать современное состояние антропонимикона башкирского языка;

- воссоздать народную картину мира, заложенную в основу языка и служащей его информационным источником;

- провести антропонимический анализ лексики, отражающей духовную жизнь башкирского народа; рассмотреть ИС, сохранивших следы верований, обрядов, традиций народа в контексте духовной культуры башкир;

- описать универсальные и культурно-специфические признаки мировидения и отражение его фрагментов в ИС.

Методы исследования. В работе использованы совокупность методов и приемов анализа имен собственных. Анализ проводился сопоставительным, описательным, сравнительно-историческим и статистическими методами. Использовались также методы синхронного, диахронического анализа.

Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в ней обосновывается плодотворность данного направления – определение аспектов формирования и установление особенностей функционирования в изучении имен собственных в башкирском языке. Освещаются также вопросы, связанные с развитием башкирской антропонимики как науки, взаимосвязь имен собственных и имен нарицательных, и в первую очередь – роль национально-культурного компонента при формировании языковой картины мира и культуры башкир. Выделяются морально-нравственные, индивидуальные свойства человека, свойственные башкирской нации.

Методологической базой исследования явились труды исследователей, в которых раскрываются: наличие универсальных и дифференциальных картин мира у разных народов, природа антропонимической лексики, специфика антропонимов тюркоязычных народов, классификация антропонимов, структурный анализ, историческое описание периодов и др. Теоретической базой также служили достижения в области антропонимики, когнитивного направления в лингвистике, учитывались также данные смежных наук, как этно- и социолингвистика.

Основными источниками данной работы послужили: материалы писцовых книг; фольклорные тексты, легенды, шежере, мифы, сказки башкирского народа; антропонимические и толковые словари Т.Х.Кусимовой, Ф.Г.Хисамитдиновой, А.Г.Шайхулова; метрические книги по отделам ЗАГСа г. Уфы (с 2000 года по настоящее время); исторические источники; данные анкетирования студентов ВУЗов г. Уфы (вышеуказанные годы).

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в ней разработана методология выявления особенностей мировидения башкир, базирующаяся на большом антропонимическом материале и учитывающая аспекты функционирования имен. Каждый национальный язык, каждая языковая личность уникальна, т.к. в них живет накопленная веками "языковая особенность" восприятия и образно-метафорического отражения внешнего и внутреннего мира.

На защиту выносятся следующие положения:

- Имена собственные башкирского языка содержат в своей семантике национально-культурный компонент, они отражают национальный менталитет и особенности восприятия окружающего мира.

- В современном башкирском именнике значительное место занимают дескриптивы арабского языка, включая также имена собственные арабско-персидского происхождения.

- В фамилиях сохранился древнейший пласт антропонимов – меморативы, дескриптивы, дезидеративы.

- Местоположение отдельных объектов в пространстве, их доступность, протяженность, окружающая человека земная поверхность, своеобразие природы, представители растительного и животного мира, предметы быта и культа, драгоценности, полезные ископаемые, варианты моделирования образа пространства, небесные объекты нашли свое отражение в антропонимике башкир.

- Этническая культура башкирского народа отражается в антропонимике, т.е. в личных именах, фамилиях, прозвищах, псевдонимах и т.д.

- Дальнейшее развитие антропонимической системы башкирского языка связано с культурными традициями древних тюрков.

- В тюрко-башкирских именах отражается система древнейших космологических, культовых воззрений. Эти воззрения находят продолжение в современных ИС башкир.

- В структуре, семантике, лексике современных ИС башкир наличествуют восточные традиции.

- Башкирская антропонимика вобрала в себя различные стороны общественно-культурной и духовной жизни башкирского народа.

Апробация работы. По данной теме опубликовано 41 работа. Основные итоги изложены в 12 монографиях и 4 словарях, в ряде учебных пособий, в статьях (в том числе 8 статей в журналах, рекомендованных ВАК), и докладах на научных конференциях: 1) международных “Развитие социально-экономического и культурного сотрудничества” (Уфа, 2002); “Вопросы антропонимики в международных контактах” (Уфа, 2004); “Доклады ТСХА” (Москва, 2006); “Ономастика Поволжья” (Уфа, 2006); “Проблема изучения и преподавания тюркской филологии; преемственность поколений” (Стерлитамак, 2008); “Языковая семантика и образ мира” (Казань, 2008); “Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания языков и методики преподавания в вузе” (Уфа, 2008); 2) всероссийских “Межкультурная коммуникация: К проблеме формирования толерантной языковой личности в системе вузовского и школьного лингвистического образования” (Уфа, 2001); “Урал-Алтай: через века в будущее” (Уфа, 2005); 3) межрегиональных “Достижения аграрной науки - производству” (Уфа, 2004); “Подготовка специалиста в неязыковом вузе” (Уфа, 2004); “Языковая политика и языковое строительство в РБ” (Уфа, 2005); “Башкирская филология, история, современность, перспективы” (Уфа, 2005).

Диссертация была обсуждена на расширенном заседании кафедры иностранных языков БГАУ и кафедры башкирского и общего языкознания Башкирского государственного университета.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав с разделами и подразделами, заключения, списка источников и использованной литературы свыше 300 наименований. Общий объем работы составляет 307 страниц.


Содержание и основные результаты исследования


Во введении обосновываются актуальность темы диссертации и ее научная новизна, ставятся цели и задачи исследования, определяются его объект и предмет, формулируются положения, выносимые на защиту, характеризуются материал и методология исследования, теоретическая и практическая значимость проведенного исследования.

Первая глава "История зарождения и становления башкирского антропонимикона (аспекты исторической стратификации)" состоит из трех разделов, таких как “Древнетюркский пласт антропонимии и его составляющие”, “Древнебашкирские имена собственные”, “Пласт имен арабского и персидского происхождения” и ряда подразделов.

В основу нашей стратификации положена общепринятая классификация тюркских языков, предложенная проф. Н.А. Баскаковым.

История и пути становления тюркских языков есть не только формирование отличительных фонетических, морфологических признаков, но и установление общности и различий именника того или иного тюркского народа, чья антропонимическая система складывалась в течение тысячелетий – в процессе консолидации данного этноса с различными родственными и неродственными этносами, происходившей при возникновении народности или нации из родо-племенных объединений.

Мы разделяем точку зрения Н.А.Баскакова о том, что тюркские народы (и их антропонимическая система) в современном своем составе, это – результат длительного исторического процесса последовательного развития отдельных родо-племенных и племенных союзов, народностей, объединений и государств, которые возникали и распадались на территории Восточной Европы, Средней и Центральной Азии и Сибири.

Утрачивая свой язык, они не могли совсем не оставить тех или других следов контактирования, которые отразились как в языке народов того или другого региона, так и в их ономастической, в частности, антропонимической системах, в данном случае – в именнике башкирского народа.

Антропонимические системы весьма разнообразны и в их современном виде являются результатом многовековой эволюции. Будучи важнейшим компонентом культуры народа, антропонимы в то же время – составная часть языка, в которой ярко проявляется отношение народа к внешнему миру, и место в нем индивида.

Исторические источники о Восточной Европе V-XII вв., также содержат в себе значительное количество тюркских собственных личных имен, титулов, названий племен и родов, рек и городов, по которым можно судить о некоторых особенностях тех древних тюркских народов, которые составляли значительную часть исследуемого региона.

Известно, что территория Восточной Европы, кроме древних иранских, финно-угорских и славянских народов, была также населена тюркскими, смешанными с тюрками племенами хунну, угры и сарматами, печенегами, венграми, кипчаками, хазарами.

В конце I тысячелетия нашей эры (900-х гг.) происходит формирование ядра древнебашкирских племен в огузо-печенежской конфедерации.

В первом разделе "Древнетюркский пласт антропонимии и его составляющие", куда входят хунно-булгарский, огузо-печенежский и кыпчакские пласты, где сохранилось незначительное количество антропонимов, о характере языков можно судить по собственным именам: Толмач: тел "язык" + мас/мач аффикс; Булгар: бол "мешать" + ар/ер/р, аффикс имени действующего лица; Таврис/Тавис, название хазарского рода.

О характере языка огузских племен мы можем судить по собственным именам: Огуз/Угуз – название племени огузов; Печенег, ср. башк. бљжљнљк, название огузского племенного объединения в X в.н.э., Кучуг/Кочий – имя печенежского князя (кучюг – малый, младший; щенок); Чагыр/Чагры (имя князя), ср. башк. Саћыр.

Самыми поздними пришельцами в Восточную Европу до монгольского нашествия были кыпчаки (куны, куманы, половцы) – монголоидный тюркоязычный народ, пришедший около XI в. из Заволжья в причерноморские степи. В результате монголо-татарского нашествия часть печенегов вошла в состав Золотой Орды, а другая часть переселилась в Венгрию [Плетнева 1990:49].

О характере языков кыпчакских родовых подразделений говорят антропонимы: Арджоглы (ар "тот", жак "сторона" + мы аффикс принадлежности к отдельному роду; Бурджаклы – бур "этот", жак "сторона"; Кунтувдыйкун "день" + тувды "родился" "Солнце взошло' – имя князя). Эти рудименты имен тюркских племен домонгольского периода ограничены по количеству.

В разделе
  1   2   3   4

Похожие:

Башкирск ий антропонимик он в свете языковой картины мира (аспекты формирования и особенности функционирования) iconОсобенности формирования топонимической картины мира: лексико-прагматический и этнокультурный аспекты
Работа выполнена на кафедре общего и славяно-русского языкознания Кубанского государственного университета
Башкирск ий антропонимик он в свете языковой картины мира (аспекты формирования и особенности функционирования) iconДинамика русской языковой картины мира: вербализация концептуального пространства «‘мужчина’ ‘женщина’»
Динамика русской языковой картины мира: вербализация концептуального пространства «‘мужчина’ – ‘женщина’»
Башкирск ий антропонимик он в свете языковой картины мира (аспекты формирования и особенности функционирования) iconРоль метафоры в развитии лексико-семантической системы языка и языковой картины мира (на материале английских и русских неологизмов) 10. 02. 19 Теория языка
Роль метафоры в развитии лексико-семантической системы языка и языковой картины мира на материале английских и русских
Башкирск ий антропонимик он в свете языковой картины мира (аспекты формирования и особенности функционирования) iconИдиоматическое словообразование татарского и английского языков в свете языковой картины мира
Охватывают все стороны жизни любого народа. В диссертации рассматриваются идиоматические композиты тематических групп «растительный...
Башкирск ий антропонимик он в свете языковой картины мира (аспекты формирования и особенности функционирования) iconПринципы и методы описания языковой картины мира
«человек – действительность – реальное время»: «…от человека идет интенсиональность (модальность); мир, или действительность, дает...
Башкирск ий антропонимик он в свете языковой картины мира (аспекты формирования и особенности функционирования) iconГеолого-генетические особенности многостадийного формирования прибрежно-морских золотоносных россыпей (на примере юго-западной Камчатки)
Геолого-генетические особенности многостадийного формирования прибрежно-морских золотоносных россыпей
Башкирск ий антропонимик он в свете языковой картины мира (аспекты формирования и особенности функционирования) iconВербализация концептосферы human face в американской языковой картине мира
Работа выполнена на кафедре лексикологии, стилистики и методики преподавания английского языка Дальневосточного государственного...
Башкирск ий антропонимик он в свете языковой картины мира (аспекты формирования и особенности функционирования) iconОсобенности умк «Гармония» в свете требований фгос
На базе системы основополагающих знаний предусмотрено формирование всех определённых стандартом предметных умений школьников
Башкирск ий антропонимик он в свете языковой картины мира (аспекты формирования и особенности функционирования) iconРепрезентация концепта «питие» в русской языковой картине мира
Работа выполнена на кафедре стилистики русского языка и журналистики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального...
Башкирск ий антропонимик он в свете языковой картины мира (аспекты формирования и особенности функционирования) iconОсобенности работы по разделу «Лексика» по умк быстровой Е. А и др в 5-6 классах
«Проектная технология как условие формирования коммуникативной компетентности обучающихся»
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница