«мир загадок»

Название«мир загадок»
Дата конвертации25.12.2012
Размер109,53 Kb.
ТипОбразовательная программа
Министерство образования и науки Российской Федерации.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 П.СПИРОВО


Согласовано «Утверждаю»

Экспертной группой Директор МОУ СОШ№2

Председатель______________ ________________Павлова М.П. «____»___________________2011г. «_______»________________2011г.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ

« МИР ЗАГАДОК»

1 КЛАСС

Срок реализации 1 год


Разработчик : Павлова А.В.

педагог-психолог МОУ СОШ №2


п. Спирово 2011 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Процесс взросления можно представить как постепенное отгадывание загадок природы, науки, языка, отношений и т.д. Первоклассник приходит в школу уже с достаточно ощутимым объемом знаний. Школа сегодня старается развивать интеллект, но игра и фантазия, выдумка и творчество нередко остаются «за бортом». Нам взрослым кажется это лишним и ненужным, но дети думают иначе. Они не могут сказать : «Хотим сочинять, хотим придумывать, хотим радоваться!», они говорят иначе : «В школе скучно, неинтересно», «Скорее бы каникулы!» и т.д.

Нельзя все уроки сделать творческими, но занятия по данной программе позволят ребенку не только научиться сочинять загадки, но и узнавать много нового и полезного. Изучая загадки , дети начнут знакомиться с теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Занятия построены в виде путешествия по различным городам Страны загадок. Сюжеты физкультминуток и речевых разминок специально подобраны так, чтобы в начале урока можно было «Отправиться в дорогу».

Первоклассники изучают свойства предметов, осваивают возможности органов чувств, приобретают навыки системного и диалектического мышления.

Основные принципы построения программы:

-доступность восприятию детей;

-новизна;

-системность.

Требования к проведению занятий.

Занятия проходят 1 раз в неделю, по 35-40 минут со 2 недели обучения в школе. Каждый цикл заканчивается совместно с окончанием четвертей. Для проведения занятий необходимы: мягкая игрушка, мячи различных фактур и размеров, цветная бумага различных фактур, карандаши, фломастеры и краски. Для каждого ребенка необходимо завести индивидуальную папку , альбом и тетрадь.

Не смотря, что в первом классе домашние задания не задаются, занятие «Мир загадок» предусматривает домашнюю работу: рисунок или поделка. Задание носит творческий характер, может выполняться совместно с родителями.

Пред началом каждого урока учитель собирает все работы и вывешивает на доске( выставка работ). В дальнейшем их можно сохранять в личных классных архивах ( папках).

Ожидаемый результат:

В результате работы по программе у первоклассников значительно повышается познавательный интерес, развивается мышление и речь.

Не смотря на напряженную умственную работу, занятия помогают ребенку отдохнуть и расслабиться.

Цель программы:

- развитие памяти, мышления, внимания, воображения первоклассников;

- развитие умения различать цвета и форму;

- формирование временных и пространственных представлений.

«Мир загадок» может преподаваться как первая часть курсов «Мир человека», «Мир фантазии», «Мир логики», проводимых в начальной школе.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

№ П/П

СОДЕРЖАНИЕ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

Форма проведения



Знакомство со Страной загадок.

1

Урок –беседа.



Город самых простых загадок. Улица «Цвет»

1

Работа со сказкой, групповая практическая работа.



Изменение цвета в природе.

1

Групповая работа, творческая работа



Цвет в рукотворном мире.

1

Практическая, творческая работа. Работа со сказкой.



Улица «Форма»

1

Урок -беседа, групповая работа



Изменение формы.

1

Урок-беседа, игра, групповая работа.



Замок похожестей-непохожестей.

1

Практическое занятие.



Геометрические головоломки.

1

. Игра. Практическая групповая работа.



Улица «Размер»

1

Беседа .Практическая работа



Относительность размера.

1

Игра. Практическое занятие.



Противоречия в размере.

1

Творческая практическая работа



Улица «Вещество».

1

Работа со сказкой. Творческая групповая работа



Агрегатное состояние вещества.

1

Беседа. Творческая групповая работа.



Моделирование «маленькими человечками».

1

Игра, творческое задание.



Составление загадок.

1

Игра, беседа, групповая работа.



Город пяти чувств. Улица «Зрение».

1

Беседа, игра, групповая работа.



Улица « Слух»

1

Практическая работа.



Улица «ОСЯЗАНИЕ»

1

Групповая творческая работа. Игра.



Улица «ОБОНЯНИЕ». Улица « ВКУС»

1

Беседа. Работа в группах.



РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.

1

Игра, творческая работа.



Город загадочных частей.

1

Театрализация. Творческое задание.



Сочинение загадок про подсистемы.

1

Беседа. Практическое задание.



Игры и упражнения со словами.

1

Беседа. Практическое задание



Морфологический анализ.

1

Беседа. Практическое задание



Город загадочных мест.

1

Игра. Групповая работа.



Сочинение загадок про надсистемы.

1

Беседа. Групповая работа.



Путешествие на «машине времени» (прошлое)

1

Игра. Беседа.



Путешествие на «машине времени» ( будущее).

1

Практическая работа.



Город загадочных дел.

1

Игра –путешествие.



Подведение итогов обучения.

1

КВН, совместная работа с родителями.




Итого


30 час.






СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММЕ «МИР ЗАГАДОК».


ЗАНЯТИЕ 1. ЗНАКОМСТВО СО СТРАНОЙ ЗАГАДОК.

Беседа «Какие бывают страны?»

Физкультминутка «Виды транспорта»

Сообщение о Стране загадок.

Упражнение «Знакомство». Домашнее задание. Подведение итогов.


ЗАНЯТИЕ 2. ГОРОД САМЫХ ПРОСТЫХ ЗАГАДОК. УЛИЦА «ЦВЕТ».

Речевая разминка.

Проверка домашнего задания. Задание Стражника.

Физкультминутка «Отправляемся в дорогу».

Практическая работа «радуга». Домашнее задание. Придумывание загадок.

Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 3. ИЗМЕНЕНИЕ В ПРИРОДЕ.

Речевая разминка. Задание Стражника. Проверка домашнего задания. Упражнение на разрешение противоречия.

Упражнение «Зоопарк». Работа со стихотворением «Успенского «Разноцветная семейка».

Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 4. ЦВЕТА В РУКОТВОРНОМ МИРЕ.

Речевая разминка. Задание Стражника. Проверка домашнего задания. Упражнение «Фантазирование». Физкультминутка «Оранжевая песенка».

Беседа «Чем и на чем можно рисовать?». Домашнее задание. Упражнение «Ниткопись». Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 5. УЛИЦА «ФОРМА»

Речевая разминка. Проверка домашнего задания. Задание Стражника. Физкультминутка «Цирк».

Домашнее задание. Упражнение «Сравнение плоских и объемных фигур». Игра на внимание. Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 6. ИЗМЕНИЕ ФОРМЫ.

Речевая разминка. Задание Стражника. Обсуждение «Хорошо-плохо». Физкультминутка «Построение башни». Проверка домашнего задания. Упражнение на разрешение противоречия. Домашнее задание подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 7. ЗАМОК ПОХОЖЕСТЕЙ – НЕПОХОЖЕСТЕЙ.

Речевая разминка. Задание Стражника. Проверка домашнего задания. Придумывание загадок «На что похоже?» Упражнение «Необычная азбука».

Домашнее задание. Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 8. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ГОЛОВОЛОМКИ.

Речевая разминка «Почта». Задание Стражника. Практическая работа «Головоломка Пифагора». Физкультминутка «Сказочный сюжет». Работа в парах «Придумывание сказки». Подведение итогов первой четверти.

ЗАНЯТИЕ 9. УЛИЦА «РАЗМЕР».

Физкультминутка «Путешествие в космос». Задание Стражника. Беседа об измерении. Домашнее задание. Обсуждение : понятие «меры». Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 10. ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ РАЗМЕРА.

Речевая разминка «Большой рыбак». Задание стражника. Проверка домашнего задания. Обсуждение: относительность размера. Физкультминутка. Творческая работа «размер». Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 11. ПРОТИВОРЕЧИЯ В РАЗМЕРЕ.

Речевая разминка «Инсценировка стихотворения».Задание стражника. «Большое – маленькое». Обсуждение «Противоречия в размере». Практическая работа «Работа по схеме». Домашнее задание. Творческая работа «Фантазирование».

ЗАНЯТИЕ 12. УЛИЦА «ВЕЩЕСТВО».

Речевая разминка «Скороговорка». Задание Стражника «Называние предметов». Групповая работа «работа с материалом различной фактуры». Практическая работа «Из чего сделано?». Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 13. АГРЕГАТНОЕ СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА.

Речевая разминка «Ветер». Задание Стражника «Назови жидкости». Беседа об агрегатном состоянии вещества. Объяснение метода «маленьких человечков». Упражнение «Игрушка». Физкультминутка « Изображение человечков». Творческая работа «Инсценирование физических явлений».

ЗАНЯТИЕ 14. МОДЕЛИРОВАНИЕ «МАЛЕНЬКИМИ ЧЕЛОВЕЧКАМИ».

Речевая разминка «Скороговорка». Задание Стражника «Что в посылке?».Упражнения «Волшебная страна», «Снежный дом», «Принцесса на горошине». Проверка домашнего задания. Творческая работа «Отгадывание загадок из человечков». Упражнение «Фантазирование». Домашнее задание.

ЗАНЯТИЕ 15. СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК.

Речевая разминка «Скороговорки». Беседа о составлении загадок. Практическая работа «Придумывание загадок». Игра «Да-нетки». Подведение итогов второй четверти.


ЗАНЯТИЕ 16. ГОРОД ПЯТИ ЧУВСТВ.УЛИЦА ЗРЕНИЯ.

Речевая разминка. Игра «Да-нетка». Беседа о различных органах чувств. Игра «Путешествие по станциям». Задание «Сочинение загадок». Физкультминутка «Гимнастика для глаз». Практическое задание «решение задачки». Домашнее задание. Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 17. УЛИЦА «СЛУХ».

Физкультминутка «Кузнечики». Беседа «Что такое слух?». Задание стражника «Определи на слух». Упражнение «Узнай по звуку». Проверка домашнего задания. Игра «Радио». Упражнение «Что можно слышать?».Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 18. УЛИЦА «ОСЯЗАНИЕ».

Физкультминутка «пальчиковая гимнастика». Задание Стражника «Узнай предмет с закрытыми глазами». Проверка домашнего задания. Упражнение «Узнай на ощупь». Обсуждение «Свойства предметов». Физкультминутка «Ручки как…». Сочинение загадок «Свойства предметов». Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 19. УЛИЦА «ОБОНЯНИЕ». УЛИЦА «ВКУС».

Речевая разминка «органы чувств». Задание стражника «назови любимые запахи». Фантазирование. Физкультминутка. Работа в группах «продукты на букву В». Обсуждение «На вкус и цвет…» Домашнее задание. Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 20. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.

Игры на внимание. Проверка домашнего задания. Задание Стражника. Решение задач «Ситуации из жизни». Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 21.ГОРОД ЗАГАДОЧНЫХ ЧАСТЕЙ.

Физкультминутка. Задание Стражника «Из каких частей состоит…». Упражнение «Узнай по части». Обсуждение «Чайники». Речевая разминка «Чаепитие». Работа в группах «Изобрази портрет». Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 22. СОЧИНЕНИЕ ЗАГАДОК ПРО ПОДСИСТЕМЫ.

Задание Стражника «Отгадай загадку». Проверка домашнего задания. Сочинение загадок.

Обсуждение «Сходство и отличие». Домашнее задание. Игра «Закорючки». Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 23. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ СО СЛОВАМИ.

Речевая разминка «Шуточные стихи». Задание Стражника «Придумай слово». Игра «Из мухи – слона». Чтение и обсуждение сказки «Кит и кот». Фантазирование. Творческая работа. Упражнение «Конструктор из букв». Подведение итогов третьей четверти.

ЗАНЯТИЕ 24. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

Физкультминутка «Животные». Задание Стражника «Назови животное». Игра «Да – нетки».Обсуждение «Фантастическое животное». Упражнение «Портрет». Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 25. ГОРОД ЗАГАДОЧНЫХ МЕСТ.

Физкультминутка «Полет». Задание стражника «Где никто никогда не бывал?». Упражнение «Необыкновенное путешествие». Физкультминутка «Чунга-чанга». Обсуждение «Где бывает роза?».Фантазирование. Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 26. СОЧИНЕНИЕ ЗАГАДОК ПРО НАДСИСТЕМЫ.

Физкультминутка «Цветы». Задание Стражника «Пол е ромашек». Проверка домашнего задания. Упражнение «Придумывание метафор». Упражнение «Дополни». Упражнение «Матрешка». Придумывание загадок. Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 27.ПУТЕШЕСТВИЕ НА МАШИНЕ ВРЕМЕНИ(ПРОШЛОЕ).

Речевая разминка «Машина». Задание Стражника «Кем или чем был раньше…». Проверка домашнего задания. Обсуждение «Как делают предмет?». Игра на переключение внимания. Обсуждение «История предметов». Домашнее задание. Обсуждение «Чем это было раньше?». Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 28.ПУТЕШЕСТВИЕ НА МАШИНЕ ВРЕМЕНИ (БУДУЩЕЕ).

Задание Стражника «Чем станет потом…» Проверка домашнего задания. Упражнение «Будущее объекта». Домашнее задание. Фантазирование. Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 29. ГОРОД ЗАГАДОЧНЫХ ДЕЛ.

Физкультминутка «Карусели». Задание Стражника «На чем можно покататься?». Упражнение «Скажи по-другому». Знакомство с системным оператором. Описание объектов по системному оператору. Проверка домашнего задания. Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 30. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ОБУЧЕНИЯ.

Физкультминутка «Аист». Интеллектуальный марафон «Загадочные уроки». Творческое задание «Придумай загадку о…» Подведение итогов года.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

С. И. Гин. Мир загадок: учебно-методическое пособие для учителей начальных классов. Москва:2008.

Похожие:

«мир загадок» iconЗоопарк диковин нашей планеты
Земли, тем, кому не безразлично, существуют ли привидения, феи и снежный человек, тем, кто верит в гномов, домовых, оборотней и вампиров;...
«мир загадок» iconИсследование происхождения загадок и их видов
Авторы: Компанеец Анна, Кускова Нина 2 «В» класса, Пудов Дмитрий 2 «Г» класса моу-сош №4
«мир загадок» iconНепомнящий Н. Н. Последние из атлантов
Последние из атлантов.— М.: Общество по изуче­нию тайн и загадок Земли, 1992.— 125, [2] с.: ил
«мир загадок» iconИдиоматическое словообразование татарского и английского языков в свете языковой картины мира
Охватывают все стороны жизни любого народа. В диссертации рассматриваются идиоматические композиты тематических групп «растительный...
«мир загадок» icon«Затерянный мир»
Летом я с родителями посетил зоопарк «Затерянный мир», расположенный на территории шахты ООО пгз «Декор-1». Меня заинтересовали динозавры,...
«мир загадок» iconНиколай Николаевич Непомнящий, Никита Владимирович Кривцов
Африку финикийцев и карфагенян, о походах греков и римлян, о завоеваниях арабов и крестоносцев. Но как тридцать веков назад, так...
«мир загадок» iconНепомнящий Н. Н. Необъяснимые явления
Сколько еще загадок такит наша, казалось бы, изученная и исхоженная вдоль и поперек планета? Как искали святой Грааль? Почему закипает...
«мир загадок» iconРешение «Мировых загадок», сформулированных в конце 19 века Эрнстом Геккелем
В средние века и до 16 века естествознание было представлено натурфилософией – общей философией природы. Общая философия природы...
«мир загадок» iconДжереми Кларксон Мир по Кларксону Джереми Кларксон Мир по Кларксону Еще один выходной?
Судя по опросу общественного мнения, большая часть народа, вернувшегося на работу после рождественских праздников, считает, что Англия...
«мир загадок» iconПрограмма по информатике и икт программа по музыке
Мир детства и мир искусства очень близки друг другу, потому что одинаково образно откликаются на окружающую действитель­ность, открыты...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница