«биология»

Название«биология»
КОРОЛЕВА ВАЛЕНТИНА ВАСИЛЬЕВНА
Дата конвертации25.12.2012
Размер281,86 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра __________БИОЛОГИЯ____________

(название кафедры)


Ф.и.о. автора КОРОЛЕВА ВАЛЕНТИНА ВАСИЛЬЕВНА


Учебно-методический комплекс по дисциплине




ОРНИТОЛОГИЯ_____________

(название)


Специальность: 020201.65-«биология»


(код по ОКСО) (наименование специальности)




Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________


ЮЖНО-САХАЛИНСК



2008 г.


Автор составитель:


Королева Валентина Васильевна старший преподаватель кафедры биологии.


Учебно-методический комплекс по УД «ОРНИТОЛОГИЯ»___________________________

(название дисциплины) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования по специальности « биология» ______________________________


(шифр)020201.65 -«биология»

(наименование специальности)

Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин по специальности « биология» .


Согласование с деканом обучающего факультета:


Декан В.Н.Ефанов

Директор библиотеки

(подпись) (ф. и. о.)

СОДЕРЖАНИЕ


I.Рабочая программа дисциплины ……

………………………………

  1. Цели и задачи изучения дисциплины

..

  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины




  1. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

  2. Распределение часов по темам и видам учебной работы




  1. Содержание курса



  1. Темы семинарских занятий




  1. Учебно-методическое обеспечение

6.1. Литература

6.2. Методические рекомендации для преподавателя


II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

1. Цели и задачи изучения дисциплины


Программа курса «Орнитология» составлена в соответствии с требованиями госу­дарственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Содержанием основ орнитологии является изучение истории развития данного на­учного направления, возникновения и эволюции птиц, а также представления об их со­временном таксономическом разнообразии .В процессе изучения дается представление о морфологии и эколо­гии различных групп, их географическом распространении. Программа курса опирается на знания, полученные студентами в курсах «Экология» и «Зоология», а также на учебно-полевой практике.

«Орнитология» является теоретическо-прикладной дисциплиной и служит основой для прикладных дисциплин: прикладной и популяционной экологии, охотоведения, пти­цеводства и медицинской зоологии и др.

Полученные при усвоении данного курса знания необходимы широкому кругу спе­циалистов - экологам, зоологам, охотоведам, специалистам противочумных станций, за­поведников, а также учителям биологии


2. Требования к уровню освоения дисциплины


Задача курса подготовить теоретическую основу для изучения прикладных дисциплин: прикладная экология, экология животных, сравнительная анатомия.

Завершая обучение по дисциплине, студент должен:


иметь представление: об истории развития данного научного направления;

возникновения и эволюции птиц.


знать: об их современном таксономическом разнообразии;

о морфологии и экологии различных групп;

географическом распространении птиц;

хозяйственно-прикладном значении промысловых и домашних видов.


уметь: пользоваться определителем;

определять птиц до вида по различным призна­кам: внешней морфологии и оперению;

определять виды по морфологии гнезд и кладкам яиц ;


3. Объем дисциплины


3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения




Очная

Очно -заочная

Заочная

№№ семестров

9







Аудиторные занятия:

32







лекции

20







практические и семинарские занятия

12







лабораторные работы (лабораторный практикум)

-






Самостоятельная работа


41






ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

73







Текущий контроль (количество и вид текущего контроля, №№ семестров)


№1







Курсовая работа (№ семестра)


-







Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) - №№ семестров

Экзамен 9 семестр








Форма обучения ____ОЧНАЯ___




Вид учебной работы

Количество часов




Всего по уч.плану

В т.ч. по семестрам







9







Аудиторные занятия:

32

32







лекции

20

20







практические и семинарские занятия

12

12







лабораторные работы (лабораторный практикум)













Самостоятельная работа

41

41







ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

73

73







Текущий контроль (количество и вид текущего контроля)










Виды промежуточного контроля

(экзамен, зачет)

ЭКЗАМ.









3.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ форма обучения ОЧНАЯ


Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий







Аудит. занятия, в том числе

Самостработа









лекции

Практ. занятия, семинары

Лабор. работы

1. Введение и общая характеристика птиц.

6

2







4

Раздел 1. Морфологический обзор

1.1Морфологическое описание систем


жизнеобеспечивающ


жизнеобеспечивающих систем

6

2







4

1.2Адаптация к существованию в разных условиях

2

2










Раздел 2. Экология и поведение птиц

2.1Миграция и особенности поведения птиц

6

2







4

Раздел 3. Общая характеристика отрядов и типичных их представителей

3.1 Общая характеристика воробьинообразных


4

2







2

3.2 Общая характеристика курообразных

4

2







2

3.3 Общая характеристика гусеобразных

2

2










3.4 Общая характеристика буревестникообразные, пеликано-и аистообразные

6




2




4

3.5 Общая характеристика попугаев и трубконосов

5




2




3

3.6 Общая характеристика отряда дневные хищники

2




2







3.7 Общая характеристика отрядов кукушкообразные и ржанкообразные

4




2




2

Раздел 4. Происхождение и эволюция птиц

4.1Краткая характеристика предковых форм птиц

6

2







4

4.2Происхождение и эволюция птиц

8




4




4

Раздел 5. Практическое значение птиц и их охрана

5.1 Природоохранные мероприятия по охране птиц

6

2







4

5.2 Практическое значение птиц

6

2







4



















ИТОГО:

73

20

12




41



4. Содержание курса


Введение и общая характеристика птиц


В разделе даются сведения о крупнейших исследователях - основоположниках орни­тологии, этапах развития науки. Приводятся характерные признаки класса птиц и ме­сто его среди других классов позвоночных животных.


Раздел 1. Морфофизиологический обзор.


Приводится морфологическое описание различных жизнеобеспечивающих систем, их

характерные особенности, а также их вариации, имеющие адаптивный характер и обусловленные обитанием в различных условиях.


ТЕМА 1.1 МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СИСТЕМ.


- кожный покров

общее представление о кожном покрове и его производных кожные железы, копчиковая железа виды роговых производных эпидермиса строение пера

- мышечная система

- скелет

отделы позвоночного столба и их особенности характерные особенности черепа передние и задние конечности

- органы пищеварения

ротовая полость, зоб, желудок отделы кишечника

- органы дыхания

гортань, внутренние и наружные голосовые перепонки легкие, бронхи, воздушные мешки

-кровеносная система

артериальная и венозная системы

химическая и физическая терморегуляция

-нервная система, отделы головного мозга

-органы чувств

органы слуха

органы зрения, аккомодация;

-выделительная система

Особенности метаболизма, мочевая кислота, потребности птиц в воде;


ТЕМА 1.2 АДАПТАЦИЯ К СУЩЕСТВОВАНИЮ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ


Раздел 2. Экология и поведение птиц


Раздел посвящен изучению особенностей экологии и поведения птиц. Рассматриваются

- вопросы, касающиеся различных этапов их онтогенеза, наибольшее внимание уделяется

особенностям репродуктивного периода и миграциям:

  • широтное распространение, миграционные возможности, ограничения по температуре,
    влажности, освещенности и др.

  • особенности размножения, прогрессивные черты по сравнению с рептилиями

половой диморфизм, моно- и полигамия половое поведение, токование колониальные и одиночные птицы типы гнездований характер кладок;


ТЕМА 2.1 МИГРАЦИЯ ПТИЦ И ОСОБЕННОСТИ РЕПРОДУКТИВНОГО ПЕРИОДА


Раздел 3. Общая характеристика отрядов и типичных их представителей


ТЕМА 3.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРЯДА ВОРОБЬИНООБРАЗНЫХ

ТЕМА 3.2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРЯДА КУРООБРАЗНЫХ

ТЕМА 3.3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГУСЕОБРАЗНЫХ


Приводится краткая характеристика различных отрядов класса птиц и их типичных пред­ставителей. Даются сведения об их распространении, характерных морфологических и биологических особенностях.


Раздел 4. Происхождение и эволюция птиц

В разделе приводится информация об истории возникновения класса птиц и рассматрива­ется место современных птиц в общей системе их классификации. Дается краткая харак­теристика некоторых предковых форм и оценивается эволюционная значимость их анато­мических особенностей

ТЕМА 4.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДКОВЫХ ФОРМ ПТИЦ.


Раздел 5. Практическое значение и охрана птиц


Приводятся сведения о роли птиц в различных областях человеческой деятельности, а также их значении для природных экосистем. Изложены основные аспекты природо­охранных мероприятий в отношении птиц.


ТЕМА 5.1 ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПТИЦ

ТЕМА 5.2ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПТИЦ

5. Темы практических и семинарских занятий.


Раздел 3.

ТЕМА 3.4 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРЯДОВ БУРЕВЕСТНИКООБРАЗНЫХ,ПЕЛИКАНО- И АИСТООБРАЗНЫХ


ВОПРОСЫ


1.Отличительные особенности отрядов.

2.Условия существования и распространение

3.Типичные представители отрядов


ТЕМА 3.5 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРЯДОВ ПОПУГАЕВ И ТРУБКОНОСОВ


Вопросы к теме:

1.Отличительные особенности отрядов.

2.Условия существования и распространение

3.Типичные представители отрядов


ТЕМА 3.6 ОТРЯД ДНЕВНЫЕ ХИЩНИКИ

РАБОТА С ОПРЕДЕЛИТЕЛЕМ ПТИЦ


ТЕМА 3.7 ОТРЯД КУКУШКООБРАЗНЫЕ И РЖАНКООБРАЗНЫЕ


Вопросы к теме:

1.Отличительные особенности отрядов.

2.Условия существования и распространение

3.Типичные представители отрядов


РАЗДЕЛ 4


ТЕМА 4.2 ПРОСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ПТИЦ


ЗАДАНИЕ НА ЗАНЯТИИ:ИЗУЧИТЬ СКЕЛЕТ СОВРЕМЕННЫХ ПТИЦ И СРАВНИТЬ ЕГО СО СКЕЛЕТОМ ПРЕДКОВЫХ ФОРМ.


6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ


Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Основные этапы развития орнитологии;

Наиболее выдающиеся ученые-орнитологи, их достижения и роль в развитии науки;

Основные черты специализации птиц по сравнению с пресмыкающимися.


Подготовить сообщение об основных этапах развития науки. Таблица: Основные этапы развития науки. Выдающиеся ученые-орнитологи.

Половые органы: строение семенников, копулятивные органы половая система самок

Строение яйца.

Зарисовать в альбоме и описать строение половых органов птиц.

Особенности насиживания, птенцовые и выводковые годовой цикл жизни (подготовка к размножению, репродуктивный цикл, линька, подготовка к зиме, перелеты) причины и характер перелетов, их исторические корни

Таблица: Особенности насиживания птенцовых и выводковых.

Пингвины

Бескилевые

Гагарообразные и поганкообразные

-Написать реферат;

Предки птиц

Черты сходства и различий скелета археоптерикса и современных птиц

Ихтиорнисы и гесперорнисы, общая классификация птиц (включая древних)

-Составить сравнительную таблицу;

Значение птиц для сельского и лесного хозяйства

истребители вредных насекомых распространение семян истребление мелких грызунов

Охотничьи и промысловые птицы

Домашние птицы

Охрана и обогащение фауны


  • Подготовить сообщение;

  • Написать реферат;



7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


    1. Литература


Основная:


  1. Константинов В.М. и др. Зоология позвоночных. - М: «Акаде­мия», 2000(45)

  2. Ильичев В. Д. и др. Общая орнитология. М.: 1982 (3)

  3. Михеев А.В. Биология птиц. М. 1960. (3)

  4. Кузнецов Б.А. Определитель позвоночных животных фауны
    СССР. 4.2. Птицы. -М: «Просвещение». 1975 Г20)

  1. М.Райт Птицы –М Мир книги 2006 год


Дополнительная

  1. Корташев И.Н. Сиситематика птиц. - М. 1974..

  2. Михеев А.В. Биология птиц. Определитель птичьих гнезд. – М. 1996.

  1. Б. Уилсон (пер.). Птицы. - М. «Мир». 1998)..

  2. Р. Питерсон (пер.) Птицы. - М.: «Мир». 1973).

  3. Шмальгаузен И.И. Происхождение наземных позвоночных. - М, 1998



.

7.2. Методические рекомендации преподавателю


1. Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.

2. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.

  1. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

  2. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

  • изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

  • логичность, четкость и ясность в изложении материала;

  • возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

  • опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

  • тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

6. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

  • формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту;

  • определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

  • выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

  • подбор литературы для преподавателя и студентов;

  • при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

  • составление плана семинара из 3-4 вопросов;

  • предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару;

  • предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллютени, статистические данные и др.);

  • создание набора наглядных пособий.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

  • полнота и конкретность ответа;

  • последовательность и логика изложения;

  • связь теоретических положений с практикой;

  • обоснованность и доказательность излагаемых положений;

  • наличие качественных и количественных показателей;

  • наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;

  • уровень культуры речи;

  • использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

  • качество подготовки;

  • степень усвоения знаний;

  • активность;

  • положительные стороны в работе студентов;

  • ценные и конструктивные предложения;

  • недостатки в работе студентов;

  • -задачи и пути устранения недостатков.

После проведения первого семинарского курса, начинающему преподавателю целесообразно осуществить общий анализ проделанной работы, извлекая при этом полезные уроки.

7. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

8. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность –главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.


II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций


Экзаменационные билеты по дисциплине «Орнитология»


Билет 1.

1. Выдающиеся ученые-орнитологи, их достижения и роль в развитии науки.

2. Широтное распространение, миграционные возможности, ограничения по температуре,
влажности, освещенности и др.

Билет 2.

1. Характерные признаки класса птиц и место его в иерархической классификации

позвоночных животных.

2. Особенности размножения, прогрессивные черты по сравнению с рептилиями

Билет 3.

  1. Основные черты специализации птиц по сравнению с пресмыкающимися.

  2. Половой диморфизм, моно- и полигамия, половое поведение, токование.

Билет 4.

  1. Строение кожный покров.

  2. Колониальные и одиночные птицы, типы гнездований

Билет 5.

  1. Кожные железы и их производные, копчиковая железа.

  2. Характер кладок, особенности насиживания, птенцовые и выводковые.

Билет 6.

  1. Виды роговых производных эпидермиса, строение пера.

  2. Годовой цикл жизни (подготовка к размножению, репродуктивный цикл, линька,

подготовка к зиме, перелеты)

Билет 7.

  1. Мышечная система птиц.

  2. Причины и характер перелетов, их исторические корни

Билет 8.

  1. Строение скелета.

  2. Пингвины, общая характеристика, распространение и типичные представители.

Билет 9.

  1. Характерные особенности черепа.

  2. Бескилевые, общая характеристика, распространение и типичные представители.

Билет

  1. Передние и задние конечности птиц.

  2. Гагарообразные и поганкообразные, общая характеристика, распространение и

типичные представители.

Билет 11.

  1. Органы пищеварения и их основные функции.

  2. Буревестники, пеликано- и аистообразные, общая характеристика, распространение и

типичные представители.

Билет 12.

1. Железы ротовой полости.

2.Гусеобразные,общая характеристика, распространение и типичные представители.

Билет 13

1.Зоб,желудок.отделы кишечника.

2.Дневные хищники, общая характеристика, распространение и типичные представители.

Билет 14

1.Органы дыхания. гортань, внутренние и наружные голосовые перепонки.

2.Курообразные,общая характеристика, распространение и типичные представители.

Билет 15

1.Органы дыхания, Легкие ,бронхи, воздушные мешки.

Кулики, чайки, чистики, общая характеристика ,распространение и типичные представители.

Билет 16

1.Характеристика кровеносной системы птиц, химическая и физическая терморегуляция.

2Голубеобразные,общая характеристика, распространение и типичные представители.

Билет 17

1.Нервная система, отделы головного мозга.

2.Совообразные, общая характеристика, распространение и типичные представители.

Билет 18

1.Органы чувств, их характерные особенности.

2.Дятлообразные, общая характеристика, распространение и типичные представители

Билет 19

1.Органы зрения, их характерные особенности, аккомодация.

2.Воробьиные, общая характеристика, распространение и типичные представители.

Билет 20

1.Выделительная система, потребности в воде.

2.Происхождение и эволюция птиц, предки птиц.

Билет 21

Органы размножения птиц, строение яйца.

2.Практическое значение птиц, их роль в сельском и лесном хозяйствах, охотничье-промысловые и домашние птицы.





Похожие:

«биология» icon«биология»
Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин по специальности «биология»
«биология» icon«Экологические группы птиц»
...
«биология» iconРабочая программа по курсу «Биология» Класс 7
Константинов В. М., Бабенко В. Г., Кучменко В. С. Биология. Животные. 7 класс. – М.: Вентана-Граф, 2008 г
«биология» iconБиология наука о живой природе
Биология устанавливает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах (обмен веществ, размножение,...
«биология» iconАттестационных испытаний по биологии
Пособие содержит материалы, регламентирующие аттестационные испытания при переводе и восстановлении студентов II-V курсов биолого-химического...
«биология» iconРабочая программа по курсу Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс (68 часа/2 часа в неделю)
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственная стандарта общего образования, программы...
«биология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология
Ботаника с основами фитоценологии. Часть Анатомия и морфология растений: Учебно-методический комплекс по дисциплине для специальности...
«биология» iconЛитература: История биология (с древнейших времен до наших дней)
История биология (с древнейших времен до наших дней). Под ред. С. Р. Микулинского, Изд-во "Наука", Москва, 1972
«биология» iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Уссурийский государственный педагогический институт О. И. Калинина биология гельминтов и профилактика гельминтозов (учебное пособие)
Калинина О. И. Биология гельминтов и профилактика гельминтозов. Учебное пособие. Владивосток: Изд-во тгэу, 2005. 80 с. Isbn
«биология» iconБиология в моей жизни Воспоминания студента медицинского университета
Биология в моей жизни: воспоминания студента медицинского университета: Учебное пособие / В. Н. Фросин. – Казань: ООО “Диалог-Компьютерс”,...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница