«о государственном надзоре и контроле за использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды воронежской области в 2010 году»

Название«о государственном надзоре и контроле за использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды воронежской области в 2010 году»
страница1/16
Дата конвертации10.08.2012
Размер2,99 Mb.
ТипДоклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
ДОКЛАД


О ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ И КОНТРОЛЕ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 2010 ГОДУ


2011 год


СОДЕРЖАНИЕ ДОКЛАДА

«О ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ И КОНТРОЛЕ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 2010 ГОДУ»


Часть I. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА СОСТОЯНИЕМ, ВОСПРОИЗВОДСТВОМ,

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ...………………….


1. СОСТОЯНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ……………….. 5

1.1. СОСТОЯНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ ...……………………….

- СОСТОЯНИЕ НЕКОТОРЫХ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ОБЛАСТИ …………………………….

- ВОДОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ БАЛАНС, ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД, ОЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………………… 8

1.2. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ .………….

1.3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В ПРЕДПАВОДКОВЫЙ И ПАВОДКОВЫЙ ПЕРИОДЫ ………………….

1.4. КОНТРОЛЬ СОБЛЮДЕНИЯ РЕЖИМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДООХРАННЫХ

ЗОН ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ……………………………………………………………………..

1.5. ВОДНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ………………………………….

2. СОСТОЯНИЕ И ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ……………………………… 24

2.1. СОСТОЯНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО

СНИЖЕНИЮ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ …………………………………………….

2.2. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ……… 30

3. ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ ………………………………………… 31

3.1. ОБРАЗОВАНИЕ, ПЕРЕРАБОТКА, ЗАХОРОНЕНИЕ, ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ ………………………………………

3.2. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ………………… 37

4. СОСТОЯНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА НЕДР ………………………………….. 39

4.1. СОСТОЯНИЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ……………………………………………….

4.2. СОСТОЯНИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ, КОНТРОЛЬ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДЗЕМНЫХ ВОД ……………………………………………………… 42

4.3. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ НЕДР …………………………….. 51

5. СОСТОЯНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИВОТНОГО МИРА ……………………………. 54

5.1. ЖИВОТНЫЙ МИР И ОХОТНИЧЬИ РЕСУРСЫ ………………………………………….

5.2. СОСТОЯНИЕ БИОРЕСУРСОВ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ВОРОНЕЖСКОЙ

ОБЛАСТИ …..…………………………………………………………………………... 57

6. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ: СОСТОЯНИЕ,

ОРГАНИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ОХРАНА …………………………………... 64

7. СОСТОЯНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ …………………….... 67

7.1.ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ………………………………………


7.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ КОМПЕТЕНЦИИ РОСПРИРОДНАДЗОРА …………………………………………………………………………. 71

7.3. ВЛИЯНИЕ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ НА СОСТОЯНИЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЧВ ……………………………………………………………………. 73


Часть II. ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТРАСЛЕЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ

ПРИРОДНУЮ СРЕДУ ……….……………………………………………………………… 76


1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ……………...………………………………… 77

2. ВЛИЯНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ… 79


Часть III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ………………. 80


1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РОСПРИРОД-НАДЗОРА ПО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ

ПРАКТИКА ………………………………………………………………………….………. 81

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ПОЛНОМОЧИЙ РОСПРИРОДНАДЗОРА В 2010 ГОДУ ………….. 86

2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ……………………………………………..……………………. 90

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ..………………………….94


ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………………………. 95


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ, УЧАСТВОВАВШИХ В ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДА …………………………………………………………………………………………… 130


ЧАСТЬ I


КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА СОСТОЯНИЕМ, ВОСПРОИЗВОДСТВОМ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ


1. СОСТОЯНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ


1.1. СОСТОЯНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ


Состояние некоторых водных объектов области


Ежегодно ГУ «Воронежский ЦГМС» на территории Воронежской области осуществляется изучение химического состава поверхностных вод в системе ОГСМ. В 2010г. контроль осуществлялся на 8 водных объектах, 13 пунктах наблюдения, 26 створах, 30 вертикалях:

- р. Дон: г.г. Воронеж, Нововоронеж, Лиски, Павловск, с. Новая Калитва;

- Воронежское водохранилище: г. Воронеж;

- р. Тихая Сосна: г. Острогожск;

- р. Ворона: г. Борисоглебск;

- р. Хопер: г. Борисоглебск;

- р. Черная Калитва: г. Россошь;

- р. Битюг: р.п. Анна, г. Бобров;

- пруд-охладитель АЭС: г. Нововоронеж.

Согласно полученным в результате контроля данным основными загрязняющими веществами поверхностных вод бассейна р. Дон являются: легкоокисляемые (БПК5) и трудноокисляемые (ХПК) органические вещества - 44% и 86% соответственно, фосфаты – 38%, азот нитритный и аммонийный - 45% и 8% соответственно, железо общее - 25%, соединения меди - 64%, нефтепродукты - 38%.

Кислородный режим обследованных водных объектов удовлетворительный.

Наиболее загрязненными участками обследованных водных объектов являются:

1. Воронежское водохранилище - г. Воронеж (1-й контрольный створ, 2,5км ниже г. Воронежа, 1,2км ниже пос. Песчанка). Среднегодовые концентрации загрязняющих веществ на этом участке достигали: БПК5 и ХПК - 1,54 и 1,89 ПДК соответственно, фосфаты - 2,5 ПДК (максимально - 6,5), соединения меди - 5,2 ПДК (максимально - 7,8). В сравнении с прошлым годом загрязненность трудноокисляемыми органическими веществами, фосфатами, соединениями меди незначительно увеличилась как по среднегодовым, так и по максимальным концентрациям; по азоту нитритному, синтетическим поверхностно-активным веществам загрязненность уменьшилась по среднегодовым и по максимальным концентрациям.

Увеличилась загрязненность фосфатами во 2-м контрольном створе (7км ниже города, у плотины гидроузла) как по среднегодовым (1,58 ПДК), так и по максимальным значениям (7 ПДК). На прежнем уровне осталась загрязнен-ность органическими веществами, общим железом, соединениями меди, синте-тическими поверхностно-активными веществами, нефтепродуктами (максимальная концентрация нефтепродуктов уменьшилась по сравнению с 2009г. до 2 ПДК);

2. Река Дон - г. Воронеж, контрольный створ у с. Малышево, ниже сброса сточных вод МУП «Водоканал Воронежа» г. Воронежа: БПК5 - 1,27 (максимально - 2,72) и ХПК - 1,39 ПДК (максимально - 1,72), соединения меди - 3,3 ПДК (максимально - 5,8), железо общее - 1,1 ПДК (максимально - 3,85). В сравнении с прошлым годом загрязненность возросла по органическим соединениям, железу общему, соединениям меди. По фосфатам, азоту нитритному осталась на уровне прошлого года. По нефтепродуктам загрязненность уменьшилась как по среднегодовым, так и по максимальным концентрациям. Увеличение содержания загрязняющих веществ в природной воде может быть связано с увеличением объема отведенных сточных вод и содержащихся в них загрязняющих веществ с очистных сооружений МУП «Водоканал Воронежа» по сравнению с 2009 г. на 1360,23 тыс.м3.

Река Дон - с. Новая Калитва - выходящий створ наблюдений с территории Воронежской области: ХПК - 1,19 ПДК (максимально - 1,37), соединения меди - 1,9 ПДК (максимально - 2,6). По остальным ингредиентам среднегодовые концентрации не превышали ПДК.

3. Река Тихая Сосна - г. Острогожск, контрольный створ ниже сброса сточных вод с очистных сооружений города: БПК5 и ХПК - 1,25 и 1,55 ПДК соответственно, азот нитритный - 2,1 ПДК (максимально - 9,25), соединения меди – 3,1 ПДК (максимально - 3,8). В сравнении с 2009г. загрязненность увеличилась по органическим соединениям, азоту нитритному, соединениям меди, как по среднегодовым, так и по максимальным концентрациям, что может быть связано с увеличением количества сбрасываемых сточных вод и содержащихся в них загрязняющих веществ с очистных сооружений МХ ООО «Острогожский водный комплекс» (г. Острогожск) на 30 тыс. м3 и 31,24 т. соответственно.


Водохозяйственный баланс, очистка сточных вод, очистные сооружения


Водоснабжение населения (хозяйственно-питьевое), промышленных предприятий (техническое), животноводческих комплексов, ферм, птицефабрик и орошение сельхозугодий Воронежской области практически в равных объемах основано на использовании подземных и поверхностных вод. Подземные воды добываются с помощью буровых скважин, колодцев, каптированных родников. Всего по области насчитывается около 2 тыс. групповых и одиночных водозаборов, включающих более 9 тыс. эксплуатационных скважин.

В водные объекты в 2010 году сброшено более 315 млн. м3 сточных вод, в том числе недостаточно очищенных 145 млн. м3. Объем нормативно-очищенных сточных вод составил около 9 млн. м3 или 2,7% объема стоков. В населенных пунктах Воронежской области эксплуатируется 275 объектов для очистки хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод, в том числе 52 – искусственной биологической очистки (ИБО). Общая их мощность составляет около 930 тыс. м3/сут.

Производственными предприятиями жилищно-коммунального хозяйства и муниципальными водопроводно-канализационными хозяйствами населенных пунктов области эксплуатируются 22 биостанции общей мощностью 513 тыс. м3/сут, причём 13 из них имеют сброс сточных вод в поверхностные водные объекты.

Общая масса загрязняющих веществ, сброшенных 42 водопользователями со сточными водами в водные объекты за 2010 год, составила 90 тыс. тонн.

Ряд проблем водоочистки остаются нерешенными на протяжении многих лет. В 8 райцентрах области общепоселковые очистные сооружения отсутствуют, по 10 эксплуатируемым объектам требуется полная реконструк-ция. Основными причинами ненормативной очистки являются устаревшие оборудование и технология очистки, неудовлетворительная эксплуатация очистных сооружений, несоблюдение технологии очистки, неравномерная подача сточных вод.

Остро стоят проблемы, связанные со сбросом с территорий населенных пунктов загрязненных ливневых и талых вод в водные объекты и на рельеф местности. Отсутствие систем ливневой канализации и очистных сооружений для очистки ливневых стоков в районных центрах и в г. Воронеже приводит к поступлению в водные объекты значительного количества взвешенных веществ, нефтепродуктов, хлоридов, тяжелых металлов, особенно в паводковый период.

Так, в г. Воронеже продолжается сброс в р. Дон без очистки ливневых и талых вод с промплощадок предприятий правобережной части города, хозбытовых сточных вод с сектора индивидуальной застройки. В левобережной части города очистные сооружения для очистки ливневых сточных вод, расположенные в районе ул. Зои Космодемьянской, выведены из эксплуатации и стоки с промплощадок и улиц Железнодорожного района города без очистки сбрасываются в Воронежское водохранилище.

Помимо этого, в областном центре из-за неэффективной работы локаль-ных очистных сооружений или их отсутствия на предприятиях в городскую канализацию осуществляется сброс производственных сточных вод со значительным превышением норм ПДК загрязняющих веществ, установленных постановлением администрации г. Воронежа № 129 от 09.02.1995г. Сбрасыва-емые со сточными водами загрязняющие вещества не в полной мере утилизируются на городских очистных сооружениях, снижают качество их работы и приводят к повышенному загрязнению р. Дон и Воронежского водохранилища.

В Воронежской области естественная биологическая очистка применяется на 65 предприятиях, в 6 городах и поселках. Производственно-бытовые сточные воды сбрасывают на поля фильтрации 9 сахарных заводов и более 50 других объектов пищевой промышленности. В г.г. Боброве, Бутурлиновке, р.п. Панино и других производственно-бытовые стоки также поступают на поля фильтрации. В то же время строительство полей фильтрации на большинстве предприятий было осуществлено с грубыми нарушениями действующих нормативов. Более 20% таких сооружений построены без проведения геолого-изыскательских исследований, на территориях, граничащих с местами выклинивания водоносных горизонтов, а также при наличии трещиноватых пород и карстов, не перекрытых водоупорным слоем. Нарушения этих требований привели к загрязнению подземных водоносных горизонтов на 35 объектах. Кроме того, нарушение техрегламента эксплуатации полей фильтрации приводит к тому, что они используются не по назначению, а превращаются в накопители загрязненных сточных вод, что может вызывать негативное воздействие на подземные водоносные горизонты.

Управлением Росприроднадзора по Воронежской области (далее - Управление) проводится определенная работа для обеспечения улучшения качества поверхностных и подземных вод на территории Воронежской области. Принятые им меры и проведенная работа способствовали осуществлению реконструкции и строительства очистных сооружений в ряде районов области.

Завершено строительство очистных сооружений искусственной биологи-ческой очистки проектной мощностью 1400 м3/сут. в районном центре Панино, начатое в 2003г. Срок ввода в эксплуатацию намечен на 2011г., после чего прекратится загрязнение подземных водоносных горизонтов, которые характеризуются здесь незначительными глубинами залегания.

В 2010г. продолжено расширение и реконструкция очистных сооружений в г. Борисоглебске (42 тыс. м3/сут.) общей стоимостью 252,2 млн. руб.

Разработан рабочий проект и начато строительство очистных сооружений искусственной биологической очистки в г. Боброве производительностью 10 тыс. м3/сут.

На Правобережных очистных сооружениях, находящихся на балансе МУП «Водоканал Воронежа», ежегодно проводятся работы по ремонту технологического оборудования для достижения нормативного содержания загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в р. Дон.

На МУП «Аквасервис» (г. Нововоронеж) в период 2006-2010 г.г. проводилась реконструкция биостанции. На эти работы освоено 36,46 млн. руб., их завершение намечено на 2012г., что позволит добиться очистки сточных вод на сбросе в р. Дон до установленных норм.

В 2010г. окончено строительство очистных сооружений ИБО в войсковой части 25242 в Грибановском районе производительностью 1700 м3/сут. После окончания пуско-наладочных работ прекратится сброс неочищенных сточных вод в пойму р. Хопер. Ранее там были введены в эксплуатацию сооружения производительностью 200 м3/сут. для хозчасти.


1.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ


На территории Воронежской области находится 55 поверхностных водных объектов (рек, ручьев, балок и водохранилищ), подлежащих государственному федеральному контролю за использованием и охраной водных объектов, в том числе 16 рек протяженностью более 50км (10 – более 100км). Крупнейшими из них и наиболее подверженными антропогенному воздействию являются река Дон (530км) и Воронежское водохранилище на реке Воронеж (площадь зеркала 72 км2). В перечень по государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Управления, включая водоохранные зоны, входит 150 объектов, 44 из которых со сбросом сточных вод.

В 2010 году Управлением проведено 40 плановых и 17 внеплановых проверок предприятий в части надзора и контроля за состоянием, использованием и охраной водных объектов. По их итогам выявлено 75 нарушений, выдано 42 предписания, к административной ответственности привлечено 33 юридических лица на сумму 464,5 тыс. руб., 15 должностных лиц на 34,8 тыс. руб. и 27 физических лиц на 69,8 тыс. руб. В течение года устранено 45 нарушений, выполнено 25 предписаний.

Основными видами нарушений, выявленными в ходе проверок, были - несоблюдение правил эксплуатации водохозяйственных и водоохранных сооружений, отсутствие разрешительных документов на право пользования водными объектами или невыполнение условий, определённых в указанных документах, нарушение требований охраны водных объектов или режима использования их водоохранных зон.

Так, при проверке ООО «Санаторий им. Ф.Э. Дзержинского» было установлено, что здесь нарушаются правила эксплуатации водоохранных сооружений и устройств - очистные сооружения находятся в неудовлетвори-тельном техническом состоянии, при этом часть сточных вод попадает на рельеф местности, в результате чего неочищенными сточными водами загрязнён участок земли на площади около 20м2. К административной ответственности в виде штрафа был привлечен начальник очистных сооружений санатория. Кроме того, за сброс с очистных сооружений сточных вод с превышением норм допустимых концентраций загрязняющих веществ и использование поверхностного водного объекта (р. Воронеж) без решения о предоставлении водного объекта в пользование, общество также было оштрафовано на общую сумму 44 тыс. руб.

В ОАО «Павловскгранит» также выявлены нарушения правил эксплуата-ции водохозяйственных сооружений и устройств, в результате чего при сбросе сточных вод имеет место превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ: по содержанию сульфатов в 1,26 раза, аммоний-иона в 4,36 раза, нитрит-иона в 7,1 раза, железа общего в 1,2 раза. Все это оказывает отрицательное влияние на гидрохимический режим рыбохозяйственных водоемов - оз. Подгорное и р. Дон. За данное правонарушение ОАО «Павловскгранит» было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 тыс. руб.

На ОАО «Домостроительный комбинат» и МП Никольского сельского поселения "ЖКХ "Масловское" за нарушение правил эксплуатации очистных сооружений также были наложены штрафы в размере 11 тыс. руб. и 30 тыс. руб. соответственно.

При проверках соблюдения правила эксплуатации водоохранных сооружений и устройств Управление тесно взаимодействовало с органами прокуратуры. Например, в марте совместно с Воронежской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах проведены проверки «Воронежского механического завода» («ВМЗ») - филиале ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» и ЗАО «Опытно-конструкторское бюро моторостроения». В их ходе установлено, что на «ВМЗ» нарушаются правила эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств, а именно, осуществляется эксплуатация локальных очистных сооружений с нарушением технологического регламента, в результате чего в городскую канализационную сеть осуществлялся сброс сточных вод с превышением норм предельно допустимых концентраций. К ответственности в виде штрафа в размере 1,9 тыс. руб. привлечен главный энергетик «ВМЗ». На ЗАО «Опытно-конструкторское бюро моторостроения» был выявлен факт нарушения правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств, в результате чего к административной ответственности в виде штрафа в размере 11 тыс. руб. было привлечено юридическое лицо. Кроме того, за указанное нарушение, а также за подключение без разрешительной документации к системам канализации штрафы в размере 4 тыс. руб. наложены на генерального директора ЗАО.

В ходе проверки, проведенной Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с Управлением, установлено, что на ООО «Давыдовский овощесушильный завод» также нарушаются правила эксплуатации водохозяйственных и водоохранных сооружений. На момент её проведения имелись следы порывов и ремонта напорного коллектора. За нарушение природоохранного законодательства ООО как юридическое лицо привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 18 тыс. руб.

Борисоглебской межрайонной прокуратурой с участием специалиста Управления проведена проверка ОАО «Борхиммаш». Установлено, что предприятием допускаются нарушения требований природоохранного законодательства. В нарушение требований правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств в сточных водах, поступающих в сеть городской канализации, превышаются допустимые концентрации загрязняющих веществ. Так, согласно протоколам количественного химичес-кого анализа проб сточных вод из колодца канализационной напорной станции ОАО, проведенных лабораторией МУП «Очистные сооружения» Борисоглеб-ского городского округа, допущены превышения норм по содержанию нефтепродуктов в 200 раз 09.11.10г. и 32 раза 10.11.10г. Контрольный анализ проб сточных вод предприятия от 03.12.10г. также выявил превышения допустимых концентраций по содержанию нефтепродуктов в 10 раз, сульфат-иона – в 7,2 раза, фосфат-иона – в 7 раз, хлоридов – в 1,65 раза, железа – в 1,3 раза, по показателю ПАВ анионактивный – в 4,4 раза; рН – в 1,4 раза. За данное правонарушение ОАО оштрафовано на 18 тыс. руб.

При проверке ООО Яхт-клуб «Акватория» (г. Воронеж) было установлено, что здесь допускается нарушение водного законодательства в части использования водного объекта (Воронежского водохранилища) без документов, на основании которых возникает право пользования данным объектом или его частью. За данное правонарушение ООО оштрафовано на 8 тыс. руб., нарушителю выдано предписание.

При проведении проверки в отношении ООО «Скедия» (г. Воронеж) установлено, что указанное общество допускает нарушение требований Водного Кодекса РФ в части самовольного занятия и использования водного объекта - участка зеркала Воронежского водохранилища площадью около 70 кв.м. - под плавучее кафе «Скедия» без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью. За данное правонарушение на ООО наложен штраф в размере 5,5 тыс. руб.

В ходе проверки ООО «Черноземье Агро Рамонь» было установлено, что данным хозяйствующим субъектом нарушаются условия решения о предоставлении водного объекта в пользование, не ведется учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, кроме того, не представлены государственная статистическая отчетность по форме 2-тп(водхоз), сведения о результатах наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной. За данные нарушения п. 5 ч. 2 Водного кодекса РФ ООО привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 18 тыс. руб.

За пользование поверхностными водными объектами без документов ООО «БОР» (Рамонский район), ОАО «Кардаильский мукомольный завод» (Поворинсий район), ООО «Коммунальщик» (Верхнехавский район), ООО «Теплоком» (г. Воронеж) также привлечены к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 36 тыс. руб.

Значительное место в контрольно-надзорной деятельности Управления занимают проверки выполнения требований к охране водных объектов. Так, в ходе проверки МУП «Водоканал Воронежа», проведенной в июне по поручению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, установлено нарушение вышеуказанных требований, а именно, при сбросе сточных вод в ручей Голубой Дунай и далее р. Дон имеет место превышение норм допустимой концентрации загрязняющих веществ по содержанию нитрит-иона в 9,6 раза, аммоний-иона в 7,2 раза, меди в 6,9 раза, БПКполн. в 3,1, фосфатов (по фосфору) в 1,4, железа общего в 1,2, цинка в 1,6, свинца в 1,2 раза. Все это оказывает отрицательное влияние на гидрохимический режим реки. За данное нарушение МУП привлечено к административной ответственности в виде штрафа на сумму 31 тыс. руб.

В результате проверки выполнения предписания Управления об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, проведенной в сентябре, было установлено, что МУП «Водоканал Воронежа» не исполнены в установленный срок п.п. 1 и 2 предписания - не обеспечено применение технических средств и технологий обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды; не прекращен сброс сточных вод с очистных сооружений в р.Дон с превышением установленных норм предельно допустимой концентрации. При сбросе сточных вод в ручей Голубой Дунай и далее р. Дон продолжалось превышение норм по содержанию органических веществ по БПКполн. в 3,3 раза, фосфатов в 1,6 раза, аммоний – иона в 7,4 раза, нитрит – иона в 9,7 раза, меди в 5,9 раза, цинка в 1,42 раза. Материалы по данному делу были переданы в мировой суд Советского района г. Воронежа, которым было вынесено постановление о признании виновным данного хозяйствующего субъекта и привлечении его к ответственности в виде штрафа в размере 10 тыс. руб. В дальнейшем указанные материалы были переданы в органы прокуратуры для рассмотрения вопроса о принудительном исполнении выданного предписания.

Проверкой ООО «Союзспецстрой» установлено, что на земельном участке, взятом им в аренду отсутствуют сооружения для сбора и очистки поверхностных стоков. Кроме того, на данном земельном участке установлены разливы нефтепродуктов, территория захламлена бытовыми и промышленными отходами. Арендованный участок имеет уклон в сторону р. Песчаный Лог, что может привести к загрязнению водного объекта. За данное правонарушение ООО «Союзспецстрой» привлечено к администра-тивной ответственности в виде штрафа в размере 31 тыс. руб.

На основании анализа протоколов количественных химических анализов, представленных МУП «Водоканал» г. Лиски, было установлено, что на очистных сооружениях, принадлежащих данному хозяйствующему субъекту, нарушаются требования к охране водных объектов. МУП осуществляется сброс в р. Дон с превышением нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ и микроорганизмов. За данное правонарушение предприятие привлечено к административной ответственности на сумму 30 тыс. руб. Нарушителю предъявлен иск о возмещении вреда окружающей среде в размере 36401 руб.

По материалам, поступившим из Воронежской межрайонной природоох-ранной прокуратуры, Управлением рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении начальника цеха № 61 ОАО «Воронежсинтез-каучук». За превышение норм ДК загрязняющих веществ при сбросе сточных вод в Воронежское водохранилище указанное должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 3,9 тыс. руб.

В результате проведенной плановой проверки в отношении ООО «Левобережные очистные сооружения» установлено, что по результатам количественного химического анализа проб сточных вод после очистных сооружений ООО на сбросе в Воронежское водохранилище, отобранных в ходе проверки и произведенных Воронежским филиалом ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО», зафиксировано превышение норм ДК, установленных разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты), по содержанию органических веществ по БПКполн. в 4,3 раза, сульфат-иона в 2 раза, аммоний-иона в 37,6 раза, взвешенных веществ в 6,5 раза, меди в 4 раза, нефтепродуктов в 1,92 раза, нитрит-иона в 69,37 раз, фосфатов (по фосфору) в 9,85 раз. За данное правонарушение ООО привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 39 тыс. руб.

В связи с сообщениями о заморных явлениях рыбы в р. Елань инспекто-рами Управления совместно с представителями Верхнее-Донского отдела Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства, ФГУ «Аздонрыбвод» с привлечением специалистов лаборатории Воронежского филиала ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО» проведено обследование водного объекта и его береговой полосы на предмет выявления источника загрязнения реки, приведшего к гибели рыбы и других гидробионтов. При осмотре русла на расстоянии 2,5км от места сброса вдоль береговой линии реки была обнаружена погибшая рыба разного возраста. По результатам обследования установлено, что 20.09.2010 ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» произвел несанкционированный сброс сточных вод в р. Елань. За данное правонарушение ОАО оштрафовано на общую сумму 130 тыс. руб.

В ходе проверки, проведенной Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов управления, в отношении филиала ООО «Бунге СНГ» выявлено нарушение. В результате аварийной ситуации на территории филиала ООО «Бунге СНГ» произошла утечка масла из трубопровода линии отбеливания цеха производства рафинации и бутилирования. В результате сбоя производственного процесса часть неочищенных стоков поступила на очистные сооружения МУП «Аквасервис». Филиал ООО «Бунге СНГ» в Колодезном своевременно не проинформировал об аварийной ситуации, что привело к выводу из строя скорых фильтров и возникновении угрозы сброса сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ в р. Дон.

Работа, проводимая Управлением по контролю за соблюдением режима использования водоохранных зон водных объектов освещена в подразделе 1.4. настоящего Доклада.


1.3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В ПРЕДПАВОДКОВЫЙ И ПАВОДКОВЫЙ ПЕРИОДЫ

В настоящее время в водоохранных зонах водных объектов, подлежащих государственному федеральному контролю и о которых говориться в подразде-ле 1.2. данного Доклада, отсутствуют скотомогильники, склады минеральных удобрений, ядохимикатов и других ядовитых веществ, животноводческие фермы и навозонакопители, а также нефтебазы и нефтехранилища за исключением нескольких емкостей с резервным жидким топливом для газовых котельных, которые находятся на особом контроле и не попадают в зону затопления. Имевшиеся ранее скотомогильник (СХА «Начало» Россошанского района), 2 склада ГСМ (ЗАО «Родина» Россошанского района и ООО» Инженерные сооружения») были вынесены ранее по предписаниям Управления.

Независимо от прогнозов работа Управления по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами требований обеспечения безаварийного пропуска паводковых вод ведется в плановом порядке практически весь год.

Основными источниками загрязнения поверхностных вод в паводковый период являются:

1. Объекты жилищно-коммунального хозяйства (очистные сооружения, иловые карты, поля фильтрации и накопители сточных вод, несанкционированные свалки).

2. Животноводческие комплексы, в том числе летние лагеря для КРС, имеющие накопители навозосодержащих стоков или сбрасывающие их на прилегающие поля и рельеф местности, расположенные на поверхности водосбора рек.

3. Сахарные заводы, имеющие поля фильтрации и пруды для технического водоснабжения производственных объектов.

4. Объекты, расположенные в водоохранных зонах рек, в том числе, такие как АЗС, лодочные станции, автостоянки, садоводческие товарищества и огороды в сельских районах.

5. Поверхностный сток с сельскохозяйственных угодий, территории городов, поселков и промплощадок.

При формировании проекта годового плана контрольно-надзорной деятельности Управление включает в план объекты, деятельность которых может напрямую негативно отразиться на прохождении паводка.

В паводковый период в Управлении осуществляется постоянный контроль за его прохождением на подконтрольных реках путем осуществления постоянной связи с отделом прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций Главного Управления ГО и ЧС по Воронежской области, дежурными членами областной КЧС и ОПБ. На случай угрозы возникновения или возникновения ЧС в Управлении создана оперативная группа, которая совместно с Воронежским филиалом ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО» находится в состоянии постоянной готовности к выезду для оценки ситуации и оказания консультативной помощи по ее разрешению с минимальными ущербом для окружающей среды. Кроме того, в паводковый период продолжается проведение контрольно-надзорных мероприятий с перемещением акцента на выявление и устранение новых источников негативного воздействия на поверхностный сток, формируемый на водосборных площадях подконтрольных водных объектов.

Большое значение для сохранения стабильного состояния водных объектов в паводковый период имеет соблюдение режима использования их водоохранных зон. (См. раздел 1.4.)

Анализ результатов контрольных мероприятий в текущем году показал, что, несмотря на принимаемые меры по устранению негативного влияния хозяйственной деятельности на поверхностный сток, экологический ущерб, причиняемый водным объектам поверхностным стоком, все более возрастет. Причиной тому, на наш взгляд, является развитие автотранспорта (685 тысяч единиц в области, в том числе 255 тысяч в городе Воронеже), применение антигололедных смесей на дорогах населенных пунктов, а также органических и минеральных удобрений на полях – с одной стороны, и отсутствие адекватных этому процессу мер по его перехвату и очистки – с другой стороны. Усилением штрафных и исковых санкций эту проблему не решить. Необходимо подключение к ее решению источников финансирования, а в целях повышения заинтересованности и ответственности всех хозяйствующих субъектов в ее решении срочно необходимо принятие правил охраны поверхностных вод, регламентирующих необходимость локальной очистки поверхностного стока для некоторых категорий предприятий.


1.4. КОНТРОЛЬ СОБЛЮДЕНИЯ РЕЖИМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДООХРАННЫХ ЗОН ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ


В области имеется значительное количество потенциально опасных источников загрязнения водоохранных зон. В частности, к ним относятся:

1. Очистные сооружения, сбрасывающие сточные воды на рельеф местности в пределах водоохранных зон (г. Новохоперск, г. Бобров, г. Бутурли-новка, с. Каширское и др.).

2. Поля фильтрации и накопители сахзаводов в поймах рек, а так же складов ГСМ, мазутохранилищ (например, Садовский сахзавод).

3. Накопители животноводческих стоков на прилегающих к водоохран-ным зонам землях (Хохольский район - ЗАО «Дон», Лискинский район - ОАО «Маяк» и др.).

Все эти и другие аналогичные объекты постоянно находятся в поле зрения Управления Росприроднадзора по Воронежской области. За 2010 год им проведено 26 проверок соблюдения режима использования водоохранных зон водных объектов и 3 рейдовых мероприятия с целью выявления нарушений режима их использования. По итогам выявлено 29 нарушений, выдано 11 предписаний, за выявленные нарушения виновные лица привлечены к админи-стративной ответственности в виде штрафов на общую сумму 115,4 тыс. руб.

Наиболее распространенными нарушениями режима водоохранной зоны являются следующие:

1. Осуществление стоянки и движение автомобилей в границах водоох-ранных зон водных объектов на земельных участках, не оборудованных твердым покрытием.

Так, в августе в результате рейдовых мероприятий, проведенных с целью выявления нарушений режима использования водоохранных зон рек Усмань, Воронеж на территории Новоусманского, Рамонского районов Воронежской области и Железнодорожного района г. Воронежа было выявлено 14 наруше-ний. За осуществление движения и стоянки транспортных средств в водоохран-ных зонах указанных рек на земельном участке, не имеющем твердого покрытия, 13 граждан привлечено к административной ответственности в виде штрафов на сумму 39,5 тыс. руб.

Прокуратурой Левобережного района с привлечением специалистов Управления проведена проверка пляжа у ДК им. Кирова, в ходе которой были выявлены нарушения режима использования водоохранной зоны Воронежского водохранилища, а именно, заезд и стоянка автотранспорта на участках водоохранной зоны не имеющих твердого покрытия. Виновные лица привлечены к административной ответственности.

Прокуратурой Железнодорожного района г. Воронежа с привлечением специалистов Управления проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства на земельном участке, принадлежащем ИП Фролов. В ходе проверки выявлено осуществление стоянки и движение автомобилей в границах водоохранной зоны р. Усмань, на земельном участке, не оборудованном твердым покрытием. Материалы проверки были переданы в прокуратуру Железнодорожного района г. Воронежа для принятия мер прокурорского реагирования. По результатам рассмотрения дела индивидуальный предприниматель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 8,5 тыс. руб.

За организацию стоянки автотранспортных средств на территории, не имеющей твердого покрытия, в водоохранной зоне р. Усмань, директор ООО «Новый Русский Дом» привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 2,5 тыс. руб.

2. Размещение отходов производства и потребления в водоохранных зонах водных объектов.

Так, при проведении проверки на земельном участке, используемом ГУ «Пансионат с лечением «Репное» и расположенном в водоохранной зоне р.Усмань, установлено размещение трех несанкционированных свалок отходов производства и потребления. К административной ответственности привлечен директор учреждения на сумму 20 тыс. руб. В настоящее время указанные свалки ликвидированы.

При проведении проверки Садоводческого некоммерческого товарищества им. Мичурина выявлено нарушение режима использования водоохранной зоны р. Усмань, а именно, несанкционированное размещение отходов производства и потребления в границах водоохранной зоны. К административной ответственности в виде штрафа в размере 2,5 тыс. руб. привлечено должностное лицо. Нарушителю выдано предписание, которое в настоящее время выполнено в полном объеме.

За выявленные факты размещения бытовых отходов в кучах площадью от 2 до 6 кв.м. в водоохранной зоне р. Усмань на территории п. Сомово Железнодорожного района г. Воронежа к административной ответственности привлечен начальник отдела ЖКХ, благоустройства и санитарного содержания территории управы Железнодорожного района городского округа г. Воронеж на сумму 10 тыс. руб. Было выдано предписание об устранении нарушений, которое в настоящее время выполнено в полном объёме.

3. Несоблюдение условий договоров водопользования в части ведения регулярного наблюдения за состоянием водного объекта и его водоохранной зоны и представления отчетов об их результатах. За указанные нарушения Управлением были привлечены к административной ответственности в виде штрафов ЗАО «ЗРМ Бобровский» в размере 6 тыс. руб., ООО «Черноземье Агро Рамонь» в размере 18 тыс. руб., ООО «Этанол Спирт» в размере 11 тыс. руб.

4. В ходе проведенных проверок соблюдения природоохранного законодательства выявлены факты перегораживания береговой полосы водных объектов.

Так, на земельном участке береговой полосы водоохранной зоны р. Битюг в районе г. Боброва возведен капитальный забор и построен гараж, что делает невозможным пользование береговой полосой водного объекта гражданами для передвижения. В ходе осмотра территории ООО «Клинический санаторий им. Горького» установлено, что в нарушение требований ч.8 ст. 6 Водного кодекса РФ, организацией произведено огораживание территории пляжа металлическим забором с перегораживанием береговой полосы Воронежского водохранилища с заходом в воду около 10 метров. Материалы по указанным нарушениям переданы в органы прокуратуры. В результате, виновным лицам вынесены представления об устранении нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды.

Кроме того, специалистами Управления в ходе рейдовой проверки водоохранной зоны р. Дон установлено нарушение режима использования земельного участка и лесов в береговой полосе оз. Кривое в Каменно-Верховском сельском поселении Каширского района - проведены работы по расчистке участка от древесной и кустарниковой растительности, осуществлено снятие и перемещение плодородного слоя почвы, складирование размываемого грунта в кучи. За данное правонарушение начальник ремонтного отдел Нововоронежской АЭС был оштрафован на 3 тыс. руб. Кроме того, выдано предписание об устранении выявленных нарушений и предъявлен иск на возмещение ущерба в размере 17978 руб.

Анализируя материалы проверок и рейдовых мероприятий можно сделать вывод, что основными причинами нарушений режима использования водо-охранных зон являются:

1. Отсутствие на местности информационных знаков, обозначающих границы водоохранных зон и установленного в данных зонах специального режима;

2. Недостаточное информирование граждан о наличии водоохранных зон водных объектов и установленного в данных зонах специального режима, в том числе о запрете стоянки и движения автомобилей в границах водоохранных зон на земельных участках, не оборудованных твердым покрытием, а также мойки автомобилей на указанной территории.


1.5. ВОДНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Российская Федерация принадлежит к числу государств, наиболее обеспеченных водными ресурсами. Среднемноголетние возобновляемые водные ресурсы России составляют 10 процентов мирового речного стока (2 место в мире после Бразилии) и оцениваются в 4,3 тыс. куб. км в год. В целом по стране обеспеченность водными ресурсами составляет 30,2 тыс. куб. м на человека в год.

Однако водные ресурсы Российской Федерации характеризуются значи-тельной неравномерностью распределения по территории страны. На освоен-ные районы европейской части страны, где сосредоточено более 70 процентов населения и производственного потенциала, приходится не более 10 процентов водных ресурсов.

В маловодные годы дефицит воды наблюдается в районах интенсивной хозяйственной деятельности в бассейнах рек Дона, Урала, Кубани, Иртыша, а также на западном побережье Каспийского моря. Его возникновение обусловлено неравномерностью распределения водных ресурсов по территории Российской Федерации; ограниченностью регулирующих возможностей водо-хранилищ для удовлетворения ресурсной потребности населения, промыш-ленности, сельского хозяйства, рыбного хозяйства, внутреннего водного транспорта; недостаточной комплексностью использования водных ресурсов на отдельных водохозяйственных участках.

Ресурсный потенциал подземных вод на территории Российской Федерации составляет почти 400 куб. км в год. Общее количество запасов подземных вод, пригодных для использования (питьевого и хозяйственно-бытового, производственно-технического водоснабжения, орошения земель и обводнения пастбищ), составляет около 34 куб. км в год.

Обеспеченность территории Российской Федерации запасами подземных вод, которые могут использоваться для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, также неравномерна. Подземными водами, качество которых соответствует гигиеническим нормативам, недостаточно обеспечены Мурманская, Курганская, Омская, Новгородская, Ярославская области, отдельные районы Архангельской, Ростовской, Тюменской областей, Республики Калмыкия и Ставропольского края.

В Российской Федерации функционирует водохозяйственный комплекс, который является одним из крупнейших в мире и включает более 30 тыс. водохранилищ и прудов общим объемом свыше 800 куб. км и полезным объемом 342 куб. км. Сеть каналов межбассейнового и внутрибассейнового перераспределения стока, водохозяйственных систем воднотранспортного назначения общей протяженностью более 3 тыс. км позволяет осуществлять переброску стока в объеме до 17 куб. км в год.

Для обеспечения безопасности поселений, объектов экономики и сельскохозяйственных угодий от негативного воздействия вод возведено свыше 10 тыс. км дамб и других объектов инженерной защиты.

Общий объем забора (изъятия) водных ресурсов из природных водных объектов в Российской Федерации составляет 80 куб. км в год. В экономике ежегодно используется около 62,5 куб. км воды.

Свыше 90 процентов общего объема использования водных ресурсов приходится на тепловую и атомную энергетику (37 процентов), агропромышленный комплекс (24 процента), а также жилищно-коммунальное хозяйство (18 процентов), добывающую и обрабатывающую промышленность (12 процентов).

Функционирующий водохозяйственный комплекс в целом эффективно обеспечивает текущие водоресурсные потребности Российской Федерации. Вместе с тем экономика страны в будущем потребует увеличения гарантиро-ванного объема водных ресурсов соответствующего качества, предназначенных для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд, а также для использования в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике и в рекреационных целях.

Исходя из этого, на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина 15 июля 2008г. принято решение «О повышении эффективности и обеспечении комплексного использования водных ресурсов в Российской Федерации». В этом документе намечена разработка «Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года», определяющей основные направления действий по совершенствованию системы управления в сфере использования, охраны водных объектов и модернизации водохозяйственного комплекса РФ, с учетом интересов различных категорий водопользователей.

Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Водная стратегия) утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года. Она разработана в целях водоресурсного обеспечения реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года.

Основными направлениями деятельности Стратегии по развитию водохозяйственного комплекса России, обеспечивающего устойчивое водопользование, охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод, а также по формированию и реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации в водоресурсной сфере, закрепляет базовые принципы государственной политики в области использования и охраны водных объектов, предусматривает принятие и реализацию управленческих решений по сохранению водных экосистем, обеспечивающих наибольший социальный и экономический эффект, и создание условий для эффективного взаимодействия участников водных отношений.

Реализация Водной стратегии Российской Федерации будет осуществляться такими федеральными органами государственной власти как: Минприроды России, Минэкономразвития России, Минрегион России, Минсельхоз России, Минтранс России, Минэнерго России и Минпромторг России с участием иных заинтересованных федеральных органов исполнитель-ной власти, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию.

Для обеспечения, определенных упомянутой Концепцией, темпов развития страны в ходе реализации основных положений Водной стратегии предстоит обеспечить комплексное решение ряда проблем, основными из которых являются:

нерациональное использование водных ресурсов;

наличие в отдельных регионах страны дефицита водных ресурсов;

несоответствие качества питьевой воды, потребляемой значительной частью населения, гигиеническим нормативам, а также ограниченный уровень доступа населения к централизованным системам водоснабжения.

Водоемкость валового внутреннего продукта Российской Федерации составляет около 2,4 куб. м/тыс. рублей, значительно превышая аналогичные показатели стран с развитой экономикой.

Основными факторами нерационального использования водных ресурсов являются: применение устаревших водоемких производственных технологий; высокий уровень потерь воды при транспортировке; недостаточная степень оснащенности водозаборных сооружений системами учета; отсутствие эффективных экономических механизмов, стимулирующих бизнес к активному внедрению прогрессивных водосберегающих технологий производства, систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения и сокращению непроизводительных потерь воды.

Объем потерь воды при транспортировке в Российской Федерации составляет до 8 куб. км в год. Свыше 4,8 куб. км воды в год теряется в орошаемом земледелии из-за низкого технического уровня и значительной степени износа мелиоративных систем и гидротехнических сооружений; около 3 куб. км в год, или более 20 процентов общего объема поданной в водопроводную сеть воды, теряется в системах централизованного водоснабжения из-за их неудовлетворительного технического состояния.

Среди проблем использования подземных вод - низкая степень освоения запасов подземных вод (в среднем по стране не превышает 33 процента); неиспользование около половины числящихся на государственном учете разведанных и оцененных месторождений пресных подземных вод; добыча значительной доли подземных вод на участках недр, не имеющих утвержденных запасов подземных вод; истощение месторождений подземных вод вследствие нарушений режима их использования, а также бесконтрольной добычи на нераспределенном фонде недр.

Услугами централизованного водоснабжения в Российской Федерации пользуются около 109 млн. человек, или до 75 процентов общей численности населения страны. В крупных и средних городах услугами централизованного водоснабжения пользуется почти все население, в малых городах, поселках городского типа и сельских населенных пунктах этот показатель не превышает 60 процентов. По уровню доступа населения к системам централизованного водоснабжения Российская Федерация уступает развитым странам, в которых этот показатель составляет 90 - 95 процентов и более.

Из общего объема воды, подаваемой в централизованные системы водоснабжения населенных пунктов, через системы водоподготовки пропускается не более 59 процентов, в сельских населенных пунктах этот показатель не превышает 20 процентов. Около 27 процентов водозаборов из поверхностных источников водоснабжения не имеют необходимого комплекса очистных сооружений, в том числе 16 процентов не оснащены обеззараживающими установками.

Каждый второй житель Российской Федерации вынужден использовать для питьевых целей воду, не соответствующую по ряду показателей установленным нормативам, почти треть населения страны пользуется источниками водоснабжения без соответствующей водоподготовки, население ряда регионов страдает от недостатка питьевой воды и отсутствия связанных с этим надлежащих санитарно-бытовых условий проживания.

Развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, рассматривается как задача общегосударственного масштаба, основные направления решения которой предполагается предусмотреть в государственной программе "Чистая вода".

В водные объекты Российской Федерации сбрасывается до 52 куб. км в год сточных вод, из которых 19,2 куб. км подлежат очистке.

Свыше 72 процентов сточных вод, подлежащих очистке (13,8 куб. км), сбрасываются в водные объекты недостаточно очищенными, 17 процентов (3,4 куб. км) - загрязненными без очистки и только 11 процентов (2 куб. км) - очищенными до установленных нормативов.

Вместе со сточными водами в поверхностные водные объекты Российской Федерации ежегодно поступает около 11 млн. тонн загрязняющих веществ.

Основными источниками загрязненных сточных вод являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства, промышленности и агропромышленного комплекса, на долю которых приходится свыше 90 процентов общего объема сброса загрязненных сточных вод.

Объем сброса загрязненных сточных вод предприятиями жилищно-коммунального хозяйства составляет свыше 60 процентов общего объема сброса загрязненных сточных вод в Российской Федерации. Причинами этого являются значительный износ очистных сооружений, применение устаревших технологий очистки сточных вод, прием объектами жилищно-коммунального хозяйства загрязненных стоков промышленных предприятий.

На долю промышленности приходится 25 процентов общего объема сброса загрязненных сточных вод. Основными источниками загрязнения водных объектов являются предприятия, осуществляющие целлюлозно-бумажное, химическое, металлургическое производство, полиграфическую деятельность, производство кокса, нефтепродуктов, добычу металлических руд, а также предприятия угольной промышленности.

Высокую степень воздействия на водные объекты оказывает рассредоточенный (диффузный) сток с сельскохозяйственных и селитебных территорий, площадей, занятых отвалами и отходами промышленного производства, а также трансграничные загрязнения.

Сложившийся уровень антропогенного загрязнения является одной из основных причин, вызывающих деградацию рек, водохранилищ, озерных систем, накопление в донных отложениях, водной растительности и водных организмах загрязняющих веществ, в том числе токсичных, и ухудшение качества вод поверхностных водных объектов, используемых в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и являющихся средой обитания водных биологических ресурсов.

Большинство водохозяйственных участков на территории Российской Федерации характеризуются высокой степенью загрязнения водных объектов и низким качеством воды.

В целях повышения качества воды в водных объектах, восстановления водных экосистем и рекреационного потенциала водных объектов требуется решить следующие задачи: сокращение антропогенного воздействия на водные объекты и их водосборные территории; предотвращение деградации малых рек; охрана и предотвращение загрязнения подземных водных объектов.

Для сохранения водных экосистем и сокращения объемов сброса загрязненных сточных вод стационарными источниками необходима модернизация очистных сооружений с использованием новейших технологий очистки и оборудования.

Для восстановления и охраны, а также обустройства малых рек в качестве первоочередных мероприятий необходимо сократить антропогенное воздействие рассредоточенного (диффузного) стока, восстановить самоочищающую способность рек, реализовать комплекс мероприятий по экологической реабилитации малых рек в городах и сельских поселениях.

Естественные колебания характеристик гидрологического режима водных объектов приводят к возникновению рисков негативного воздействия вод на население и объекты экономики.

Российская Федерация является страной умеренных гидрологических рисков (негативному воздействию вод подвержено менее 2,5 процента территории Российской Федерации), площадь паводкоопасных территорий составляет около 400 тыс. кв. км, из которых ежегодно затапливаются до 50 тыс. кв. км. Затоплению подвержены отдельные территории 746 городов, в том числе более 40 крупных, тысячи населенных пунктов с населением около 4,6 млн. человек, хозяйственные объекты, более 7 млн. га сельскохозяйственных угодий.

В течение последних нескольких лет ежегодный ущерб от наводнений составлял около 2 млрд. рублей в год. Основными причинами возникновения ущерба от наводнений являются застройка паводкоопасных территорий, в том числе нижних бьефов гидроузлов, недостаточная обеспеченность поселений и объектов экономики сооружениями инженерной защиты, а также несоответствующие современным требованиям заблаговременность и оправдываемость гидрологических прогнозов.

Одним из наиболее распространенных проявлений негативного воздействия вод в Российской Федерации, характеризующимся значительным распространением, длительностью и масштабом наносимых экономических потерь, является подтопление селитебных территорий и массивов земель сельскохозяйственного освоения.

Основными причинами возникновения подтопления являются такие техногенные факторы, как повышение уровня грунтовых вод при создании водохранилищ, утечка воды из технических и коммунально-бытовых сетей, отсутствие ливневой канализации в населенных пунктах, а также бесконтрольное нарушение ландшафта.

Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации является одним из ключевых факторов обеспечения экономического благополучия и социальной стабильности, национальной безопасности страны и реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. При этом, направления его развития согласованы с направлениями инновационного социально ориентированного экономического развития Российской Федерации, отраженными в Концепции социально-экономического развития.

В Водной стратегии в качестве основных предусмотрены следующие меры:

- экономическое стимулирование со­кращения сброса загрязнений в составе сточных вод, предполагающее усиление ответственности за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ и поддержку внедрения современных отечественных промышленных технологий очистки;

- постепенный переход к применению прогрессивной шкалы платы за забор воды, когда предприятие-потребитель будет платить за воду по одной ставке в пределах установленных норм (в случае превышения норм забора будут применяться повышающие коэффициенты);

- экономическая поддержка строительства систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения.

Реализация мероприятий, установленных в Водной стратегии на период до 2020г., позволит обеспечить:

- сокращение уровня неблагоприятно­ го антропогенного воздействия на водные объекты в 2-2,5 раза;

- снижение заболеваемости и увеличение продолжительности жизни населения на 2-3 года,

- сокращение непроизводительных потерь воды в 2 раза и снижение водоемкости валового внутреннего продукта с 2,4 до 1,4 м3/тыс. руб.;

- экономию электроэнергии на сумму около 20 млрд руб. в год;

- повышение защищенности населения и территорий от наводнений и другого негативного воздействия вод не менее чем в 3 раза;

- приведение всех аварийных гидротехнических сооружений к технически безопасному уровню.

Водную стратегию Российской Федерации предполагается реализовать в 2 этапа.

В рамках первого этапа (2009–2012 годы) предполагается создание условий для устойчивого развития водохозяйственного комплекса и предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям: совершенствование нормативной правовой базы в сфере использования и охраны водных объектов; совершенствование системы государственного управления водохозяйственным комплексом; создание надежных механизмов, обеспечивающих внедрение инновационных технологий по рациональному водопользованию, а также усиление охраны и улучшение качества вод в водных объектах.

На данном этапе будут реализованы в первоочередном порядке мероприятия по повышению защищенности населения от негативного воздействия вод, ликвидации накопленного экологического вреда и повышению водообеспеченности отдельных регионов Российской Федерации.

В рамках второго этапа (2013–2020 годы) приоритетными направлениями реализации стратегии являются: модернизация водохозяйственного комплекса, обеспечивающая снижение антропогенной нагрузки, достижение высокого уровня защищенности населения от негативного воздействия вод, в том числе надежности и безопасности гидротехнических сооружений, рационализацию водопользования и снижение водоемкости экономики, включая строительство и реконструкцию сетевого хозяйства водоснабжения и водоотведения, инфраструктуры водоподготовки и очистки сточных вод; опережающее развитие научно-технической и технологической базы водохозяйственного комплекса, широкое внедрение разрабатываемых инновационных технологий; обеспечение водохозяйственного комплекса квалифицированными кадрами; определение направлений практической реализации конкурентных преимуществ российского водоресурсного потенциала на внешних рынках.

Кроме того, Водная стратегия предусматривает повышение защищен-ности населения и территорий от наводнений и другого негативного воз-действия вод с 16% до 50%, и приведение всех аварийных гидротехнических сооружений к технически безопасному уровню.

Мероприятия по обеспечению защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод позволят предотвратить вероятный ущерб, оцениваемый в 989,3 миллиарда рублей. Рационализация водопользо-вания, в том числе снижение потерь воды за счет внедрения водосберегающих технологий и реконструкции систем водоподачи, позволит снизить энергоем-кость экономики на 20 миллиардов рублей ежегодно.

Финансирование мероприятий Водной стратегии предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных источников.

По предварительной оценке общий объем ресурсного обеспечения реализации мероприятий стратегии составляет 662,4 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 480,9 млрд. рублей, средства бюджетов субъектов и местных бюджетов – 114,6 млрд. рублей, внебюджетных источ-ников – 66,9 млрд. рублей.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

«о государственном надзоре и контроле за использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды воронежской области в 2010 году» iconО государственном надзоре и контроле за использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды
Доклад о государственном надзоре и контроле за использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды Воронежской области...
«о государственном надзоре и контроле за использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды воронежской области в 2010 году» icon«о государственном надзоре и контроле за использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды воронежской области в 2011 году»

«о государственном надзоре и контроле за использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды воронежской области в 2010 году» iconI. Реализация государственной политики в области природных ресурсов, природопользования и охраны окружающей среды
О результатах деятельности министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды республики бурятия в 2006 году и основных направлениях...
«о государственном надзоре и контроле за использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды воронежской области в 2010 году» icon«О состоянии окружающей среды Брянской области в 2010 году»
Ответственный за выпуск: Комитет природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской...
«о государственном надзоре и контроле за использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды воронежской области в 2010 году» iconО проведении областного
Плана мероприятий по эколого-просветительской деятельности на 2011 год, утвержденного приказом Комитета природных ресурсов и охраны...
«о государственном надзоре и контроле за использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды воронежской области в 2010 году» icon«Об экологической ситуации в Чувашской Республике в 2010 году»
Государственный экологический контроль (государственный контроль за использованием и охраной природных ресурсов) 45
«о государственном надзоре и контроле за использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды воронежской области в 2010 году» iconКировской области о состоянии окружа ющей среды Кировской обла сти в 200 9 году Региональный доклад Киров 2010 ббк 28. 081. 4(2Рос-4Кир)
О 11 о состоянии окружающей среды Кировской области в 2009 году. (Региональный доклад)
«о государственном надзоре и контроле за использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды воронежской области в 2010 году» icon«О состоянии окружающей природной среды Брянской области в 2009 году»
Ответственный за выпуск: Комитет природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской...
«о государственном надзоре и контроле за использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды воронежской области в 2010 году» iconЗаключение
Государственный доклад «О состоянии окружающей среды на территории Тверской области в 2010 году»
«о государственном надзоре и контроле за использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды воронежской области в 2010 году» iconX. экологическое образование, воспитание и просвещение
Государственный доклад «О состоянии окружающей среды на территории Тверской области в 2010 году»
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница