«Страницы творческой биографии Артура Конан Дойля»

Название«Страницы творческой биографии Артура Конан Дойля»
страница1/3
Чумаченко О.В
Дата конвертации10.08.2012
Размер287,02 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3
Министерство образования и науки РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 40


РЕФЕРАТ


по теме: «Страницы творческой биографии Артура Конан Дойля»


Выполнила:

ученица 6 « б» класса

Завражнова Валерия

Руководитель:

Чумаченко О.В.

учитель русского языка

и литературы


2009г.


Оглавление


Введение…………………………………………………………………………...3

1. Детские и юношеские годы писателя…………………………………………4

2. Становление Артура Конан Дойля как писателя…………………………….5

3. «Шерлокиана» А. Конан Дойля……………………………………………….7

3.1. Образ Шерлока Холмса…………………………………………………..9

3.2. Секрет популярности Шерлока Холмса………………………………..10

3.3. Литературные предшественники Шерлока Холмса…………………..11

4. Другие художественные произведения Конан Дойля……………………...12

5. Гражданская позиция писателя………………………………………………13

6. Адвокатская деятельность К. Дойля…………………………………………14

7. Увлечения писателя…………………………………………………………..15

8. Смерть писателя………………………………………………………………16

9. Музей Шерлока Холмса………………………………………………………17

Заключение……………………………………………………………………….19

Список использованной литературы………………………………………….. 21


Введение


Тема моего реферата была выбрана после урока внеклассного чтения в 5 классе по рассказам Артура Конан Дойля о Шерлоке Холмсе. Меня заинтересовали детективные рассказы писателя, о которых я раньше много слышала и смотрела художественный фильм, поставленный по этим рассказам. Мне захотелось узнать побольше о других рассказах с участием знаменитого сыщика, понять, в чем загадка такой необыкновенной популярности этого литературного героя, о котором знают все: и взрослые, и дети. Кроме того, меня очень заинтересовала личность самого писателя, создателя неповторимого Шерлока Холмса. Чем он занимался кроме писательского труда, каким человеком был, как относились к нему окружающие, наконец, стал он популярным писателем при жизни или, как и многие его собратья по перу, получил признание только после смерти.

Цель моего реферата - изучить наиболее важные страницы творческой биографии Артура Конан Дойля,

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. познакомиться с детским и юношеским периодами жизни будущего

писателя;

  1. рассмотреть становление К. Дойля как писателя;

  2. изучить «шерлокиану» К. Дойля;

  3. познакомиться с другими родами деятельности и увлечениями писателя:

  4. оформить обобщенный материал;

  5. подготовить презентацию.



Моя работа состоит из девяти глав. Мной были изучены и обработаны материалы 6 литературных источников, среди которых учебная, справочная, научная литература, периодические издания и Интернет-сайты. Подготовлена презентация, сделанная в редакторе Power Point.


1. Детские и юношеские годы Артура Конан Дойля

Артур Игнатиус Конан Дойль родился 22 мая 1859 года в столице Шотландии г.Эдинбурге на Пикарди-плейс. Его отец Чарльз Алтамонт Дойль, художник и архитектор, женился в возрасте двадцати двух лет на Мэри Фоли, молодой женщине семнадцати лет, в 1855 году. Мэри Дойль имела страсть к книгам и была главным рассказчиком в семье, наверное, именно поэтому, впоследствии Артур очень трогательно вспоминал о ней. К сожалению, отец Артура был хронический алкоголик, и поэтому семья иногда бедствовала, хотя глава семьи и был, по словам своего сына, очень талантливым художником. В детстве Артур много читал, имея совершенно разносторонние интересы. Его любимым автором был Майн Рид, а любимой книгой — «Охотники за скальпами».

После того как Артур достиг девяти лет, богатые члены семейства Дойль предложили оплачивать его обучение. В течение семи лет он должен был ходить в школу-интернат иезуитов в Англии в Ходдер — подготовительная школа для Стоунихерста (большая закрытая католическая школа в Ланкашире). Спустя два года Артур перебрался из Ходдера в Стоунихерст. Там преподавали семь предметов: азбуку, счет, основные правила, грамматику, синтаксис, поэзию, риторику. Питание там было достаточно скудное и не имело большого разнообразия, которое, тем не менее, не сказывалось на здоровье. Телесные наказания были суровыми. Артур в то время часто подвергался им. Орудием наказания служил кусок резины, размером и формой напоминавший толстую галошу, которым били по кистям рук.

Именно в течение этих трудных лет, учась в школе-интернате, Артур понял, что обладает талантом к сочинительству историй, поэтому он был часто окружен собранием из восхищенных молодых студентов, слушающих удивительные истории, которые он сочинял, чтобы развлечь их.

В одни из Рождественских каникул, в 1874 году, он на три недели, по приглашению своих родственников, едет в Лондон. Там он посещает театр, зоопарк, цирк, Музей восковых фигур мадам Тюссо. Он остается очень доволен этой поездкой и тепло отзывается о своей тетушке Аннет, сестре отца, а также дядюшке Дике, с которым впоследствии будет находиться, мягко сказать, не в дружеских отношениях в связи с несовпадением взглядов на его, Артура, место в медицине, в частности, должен ли он будет стать католическим врачом… Но это далекое будущее, а пока еще предстоит закончить университет…
На последнем годе обучения Артур издает журнал колледжа и пишет стихи. Кроме того, он занимается спортом, главным образом крикетом, в котором достигает неплохих результатов. Он отправляется в Германию в Фельдкирх учить немецкий язык, где продолжает с увлечением заниматься спортом: футбол, футбол на ходулях, катание на санках.

Летом 1876 года Дойль едет домой, но по дороге заезжает в Париж, где живет несколько недель у своего дяди. Таким образом, в 1876 году он получил образование и был готов к встрече с миром, а также желал восполнить некоторые из недостатков его отца, который к тому времени стал сумасшедшим.[1]

Традиции семейства Дойль диктовали следовать артистической карьере, но все же Артур решил заняться медициной. Это решение было принято под влиянием доктора Брайена Чарльза, степенного, молодого квартиранта, которого мать Артура взяла, чтобы как-то сводить концы с концами. Этот доктор получил образование в Университете Эдинбурга, и поэтому Артур решил учиться там же. В октябре 1876 года Артур становится студентом медицинского университета, перед этим столкнувшись еще с одной проблемой — не получением заслуженной им стипендии, которая так была нужна ему и его семье. Учась, Артур встречался со многими будущими известными авторами, такими как Джеймс Барри и Роберт Луи Стивенсон, которые также посещали университет. Но наибольшее влияние на него оказал один из его преподавателей — доктор Джозеф Белл, который был мастером наблюдательности, логики, выводов и обнаружения ошибок. В будущем он послужил прототипом Шерлока Холмса.


2. Становление Артура Конан Дойля как писателя

Учась, Дойль старался помочь своей семье, которая состояла из семи детей: Аннет, Констанции, Каролины, Иды, Иннеса и Артура, который и зарабатывал деньги в свободное от учебы время путем ускоренного изучения дисциплин. Он работал и аптекарем, и помощником различных докторов… В частности, в начале лета 1878 года Артур нанимается учеником и фармацевтом к доктору из беднейшего квартала Шеффилда. Но уже через три недели доктор Ричадсон расстается с ним. Артур не оставляет попыток подзаработать, пока имеется возможность, идут летние каникулы, и через некоторое время попадает к доктору Эллиоту Хору из деревни Рейтон из Шроншира. Эта попытка оказалась более успешная, в этот раз он проработал 4 месяца до октября 1878 года, когда необходимо было приступать к занятиям. Этот доктор хорошо отнесся к Артуру, и поэтому следующее лето он вновь провел у него, работая ассистентом.

Дойль много читает и спустя два года после начала образования решает попробовать себя в литературе. Весной 1879 года он пишет маленький рассказ «Тайна долины Сэсасса», который публикуется в сентябре 1879 года. Рассказ выходит сильно порезанным, что огорчает Артура, но полученные за него 3 гинеи вдохновляют его писать дальше. Он отсылает еще несколько рассказов. Но удается опубликовать только «Рассказ американца». И все же он понимает, что так он тоже может зарабатывать. деньги. Здоровье его отца ухудшается, и его помещают в психиатрическую лечебницу. Таким образом, Дойль становится единственным кормильцем своей семьи.

В 1880 году, двадцати лет отроду, учась на третьем курсе университета, друг Артура, Клод Аугустус Куррье, предложил ему принять должность хирурга, на которую претендовал сам, но не смог ее принять по личным причинам, на китобое «Надежда» под командованием Джона Грея, который отправлялся в районе Северного Полярного Круга. Сначала «Надежда» остановилась около берегов острова Гренландия, где бригада перешла к охоте на тюленей. Молодой студент был потрясен зверством этого. Но, в тоже время, он наслаждался духом товарищества, на борту судна и последующая охота на кита очаровывало его. Это приключение нашло место в его первой истории, касающейся моря, пугающий рассказ «Капитан «Полярной Звезды». Без большого энтузиазма Конан Дойль возвратился к занятиям осенью 1880, проплавав в общей сложности 7 месяцев, заработав около 50 фунтов.[1]

В 1881 году он окончил Эдинбургский университет, где получил степень бакалавра медицины и степень магистра хирургии и стал искать место для работы, вновь летом работая у доктора Хора. Результатом этих поисков стала должность корабельного врача на судне «Mayuba», которое ходило между Ливерпулем и западным побережьем Африки и 22 октября 1881 года началось его очередное плавание. Плавая, он нашел Африку столь же отвратительной, как Арктику соблазнительной. Поэтому он уходит с корабля в середине января 1882 года, и перебирается в Англию в Плимут, где совместно работает с неким Каллингуортом (С ним Артур познакомился на последних курсах обучения в Эдинбурге), а именно с конца весны до начала лета 1882 года, в течение 6 недель. (Эти первые годы практики хорошо описаны в его книге «Письма Старка Монро», в которой, кроме описания жизни, представлены размышления автора о религии и прогнозы на будущее. Также в этой книге говорится о возможной победе над болезнями путем их профилактики.

Со временем между бывшими однокурсниками возникают разногласия, после которых Дойль уезжает в Портсмут (июль 1882 года), где открывает свою первую практику, которая стала приносить доход только к концу третьего года. Первоначально клиентов не было и поэтому у Дойля появляется возможность посвятить свое свободное время литературе. Он пишет рассказы: «Кости», «Блуменсдайкский овраг «Мой друг — убийца», которые публикует в журнале «London Society» в том же 1882 году.

Чтобы как-то помочь своей матери Артур приглашает пожить у себя своего брата Иннеса, который скрашивает серые будни начинающего врача с августа 1882 года по 1885 год. В течение этих лет К. Дойль разрывается между литературой и медициной.

  1. «Шерлокиана» А.Конан Дойля

После женитьбы Дойль активно занимается литературой и хочет сделать ее своей профессией. Он печатается в журнале «Корнхилл». Один за другим выходят его рассказы: «Сообщение Хебекука Джефсона», «Пробел в жизни Джона Хёксфорда», «Кольцо Тота». Но рассказы рассказами, а Дойль хочет большего, он хочет, чтобы его заметили, а для этого необходимо написать что-то более серьезное. И вот в 1884 году он пишет книгу «Торговый дом Гердлстонс». Но к его большому сожалению книга не заинтересовала издателей. В марте 1886 года Конан Дойль начал писать роман, который привел его к популярности. В апреле он заканчивает его и отсылает в «Корнхилл» Джеймсу Пейну, который в мае этого же года очень тепло о нем отзывается, но отказывает в его публикации, так как он, по его мнению, заслуживает отдельного издания. Так начались мытарства автора, пытающегося пристроить свое детище. Дойль хочет, чтобы его первый роман был отдан на суд читателей. И вот двумя годами позже этот роман был издан в  Рождественском еженедельнике за 1887 год под названием «Этюд в багровых тонах», который познакомил читателей с Шерлоком Холмсом (прототипы: профессор Джозеф Белл, писатель Оливер Холмс) и доктором Ватсоном (прототип майор Вуд), ставшими вскоре знаменитыми. Отдельным изданием роман вышел в начале 1888 года и был снабжен рисунками отца Дойля — Чарльза Дойля.

Судьба Дойля была решена. Отныне он - создатель знаменитого героя английской литературы, героя, который станет его вторым "я" и будет преследовать автора до самых последних дней.

Правда, в те счастливые времена Дойль не осознавал серьезности положения. С легким сердцем он взялся за создание серии рассказов о Шерлоке Холмсе. Писатель полагал, что эта "безделка" немного укрепит семейный бюджет и даст возможность засесть за сочинение исторического романа.

Если бы Дойль знал, насколько он ошибался! "Мику Кларка" и даже любимый им "Белый отряд" читатели приняли весьма спокойно. Они хотели одного - Шерлока Холмса. И чем больше, тем лучше!

Успех «шерлокианы»К. Дойля был потрясающим и поистине всемирным. Издатели не давали передышки ее творцу, требуя все новых и новых продолжений. Но самому автору заданность темы и образа начала по-настоящему надоедать. «Подумываю убить Холмса наконец и завязать с этим. Он отвлекает мои мысли от лучших вещей». И почти на десять лет забывает о Шерлоке Холмсе. Но все-таки сдается и печатает знаменитую «Собаку Баскервилей»…

В мае 1891 г. Дойль заболевает гриппом и находится несколько дней при смерти. Когда он выздоравливает, то решает оставить медицинскую практику, и посвятить себя литературе. Это происходит в августе 1891 года. К концу 1891 года Дойль становится очень популярным человеком в связи с появлением шестого рассказа о Шерлоке Холмсе: «Человек с рассеченной губой». Но после написания этих шести рассказов редактор «Стрэнд» в октябре 1891 года запросил еще шесть, соглашаясь на любые условия со стороны автора. Дойль называет, как ему показалось, такую сумму, услышав о которой, сделка не должна была состояться, так как он уже не хотел более заниматься этим персонажем. Но к его большому удивлению оказалось, что редакция согласна. И рассказы были написаны.

В 1892 году журнал «Стрэнд» вновь предлагает написать еще серию рассказов о Шерлоке Холмсе. Дойль в надежде, что журнал откажется, выставляет условие — 1000 фунтов и …журнал соглашается.

В конце концов писателю надоело. Какой-то сыщик-консультант отрывает его от сочинения серьезных книг! Больше того, к нему самому уже стали обращаться "мистер Холмс"! Спасибо за честь, но он в отличие от Шерлока знает, что Земля круглая и не имеет привычки хранить сигары в угольном ведре!

При всей своей выдержке, здоровье и плодовитости Дойль стал тяготиться непременной надобностью продолжать нескончаемую цепь похождений Шерлока Холмса. «Дорогая матушка, — сообщал он Мэри Фоли в одном из писем. — ...Я решил убить Шерлока Холмса. Он отвлекает меня от более важных вещей». «Кровожадное» намерение было выполнено: в рассказе «Последнее дело Холмса» (1893) Шерлок Холмс погиб в схватке с профессором Мориарти.

Лучше бы писатель этого не делал! Стол Дойля оказался погребен под письмами и телеграммами, в которых читатели умоляли автора воскресить полюбившегося им героя. А все клерки Лондона по случаю смерти сыщика демонстративно оделись в траур.

Мало кто знает, что в период между 1889 и 1890 гг. Дойль пишет пьесу в трех актах «Ангелы тьмы» (по сюжету «Этюд в багровых тонах»). Главным действующим лицом в ней выступает доктор Ватсон. Холмс в ней даже и не упоминается. Действие происходит в США в Сан-Франциско. Мы узнаем много подробностей о его жизни там, а также о том, что на момент женитьбы на Мэри Морстен он был уже женат! В результате, двадцать тысяч подписчиков отказались от подписки журнала The Strand.

И хотя в конце рассказа было подчеркнуто определенно, что эксперты не имели двух мнений по поводу исхода борьбы грозных соперников на краю жуткой пропасти, хотя говорилось, что попытки отыскать тела разбившихся не дали никакого результата, тем не менее лет через десять Шерлока Холмса пришлось воскресить. (Писатель был вынужден изрядно ломать голову, прежде чем он обнаружил крошечный выступ скалы под струями водопада, укрепившись на котором Холмс, как оказалось, наблюдал последствия собственной гибели).

Холмс вышел невредимым из схватки с королем преступного мира профессором Мориарти и вновь обосновался в своей квартирке на Бейкер-стрит. Знаменитый сыщик вернулся, но неприязнь к нему автора осталась. Особенно раздражали писателя намеки на то, что свой рыцарский титул он получил "вместо" Шерлока Холмса. Тут сэр Артур Конан Дойль начисто терял присущее ему чувство юмора.

И действительно, это было немного слишком. Кто спорит, мистер Холмс вел себя поистине безупречно. Но у его создателя была своя, не менее достойная уважения, жизнь. И проводил он ее, между прочим, не только за письменным столом...

Последний рассказ о приключениях Шерлока Холмса был написан в 1927 году.

3.1. Образ Шерлока Холмса

Шерлок Холмс (мистер Холмс) – персонаж цикла детективных повестей и рассказов, прототипом которого стал Джозеф Белл – преподаватель медицинского колледжа в Эдинбурге, обладавший необыкновенной наблюдательностью и умением разбираться в житейских ситуациях с помощью «дедуктивного» метода, чем удивлял своих студентов, одним из которых был Конан Дойль. Шерлок Холмс называет себя сыщиком-консультантом, он берется только за сверхсложные, самые запущенные дела, от которых отказывается Скотленд-ярд и в которых запутываются частные агентства. Не выходя из комнаты, может распутать клубок, над которым тщетно бились другие. Он принципиально отличен от стандартно мыслящих, тупоумных и неумелых полицейских и сыщиков из Скотленд-Ярда, которым никогда не суждено стать профессионалами. Для Шерлока Холмса занятие сыщика – мене всего способ зарабатывать деньги. К решению любой задачи он относится как философ, как художник, как поэт. Чем труднее проблема, тем более она ему интересна. Уникальным Шерлока Холмса делает высота качеств его личности. Любитель Гайдна и Вагнера, легко цитирует Горация, Петрарку, Флобера, Шерлок Холмс является автором трудов по психиатрии и химии. Ватсон свидетельствует, что Шерлок Холмс почти не имел представления о современной ему литературе, политике и философии, он ничего не знал ни о теории Коперника, ни о строении Солнечной системы и говорил Ватсону о том, что все это ненужные знания. По мнению Шерлока Холмса, человеку нужны лишь знания, которые являются инструментами познания мира. Знакомясь вместе с ним с обстоятельствами загадочных событий, читатель оказывается посвященным в массу подробностей жизни и быта Англии рубежа веков, в образ жизни многих слоев общества. Причем интересными и увлекательными оказываются даже наблюдения над свойствами почвы в разных частях Лондона, та пыль и грязь, которая остается на башмаках его обитателей [3]

«Внешность его могла поразить воображение самого поверхностного наблюдателя. Ростом он был больше шести футов, но при своей необыкновенной худобе казался еще выше. Взгляд у него был острый (…), тонкий орлиный нос придавал его лицу выражение живой энергии и решимости. Квадратный, чуть выступающий вперед подбородок тоже говорил о решительном характере. Его руки были вечно в чернилах и в пятнах от разных химикалий, зато он обладал способностью удивительно деликатно обращаться с предметами, (…) со своими алхимическими приборами».[2]

У Шерлока Холмса страсть к точным и достоверным знаниям. В лаборатории, где он работает, поблескивают бутыли и пузырьки, столы уставлены ретортами, пробирками и горелками. Он не читает систематически научной литературы. Однако некоторые предметы изучает с поразательным рвением, и в некоторых областях обладает столь обширными знаниями, что порой ошеломляет ими. Он знает свойства ядов, имеет глубокие познания в химии и довольно точные в анатомии и знаком со всеми подробностями каждого уголовного преступления, имеет основательные практические знания английских законов. Он ведет размеренный образ жизни, ложится спать не позднее десяти часов, встает рано, целые дни проводит в лаборатории или анатомичке, уходит гулять в самые глухие закоулки Лондона или днями лежит на диване, не произнося ни слова. Шерлок Холмс отлично фехтует на шпагах и эспадронах, он прекрасный боксер.

Шерлок Холмс добивается международного признания. Его вызывают в Одессу в связи с убийством Трепова, он выполняет поручение голландского королевского дома. Но из любви к искусству он никогда не отказывается от интересных для него дел, которые ему предлагают самые простые граждане.

  1   2   3

Похожие:

«Страницы творческой биографии Артура Конан Дойля» iconДвуликий янус (о природе творческой личности) 2-ое издание
Интерес читателей к первому изданию книги «Двуликий Янус (о природе творческой личности)», опубликованной в 1996 г малым тиражом...
«Страницы творческой биографии Артура Конан Дойля» iconМузыкальные страницы Тамбовского края
Музыкальные страницы Тамбовского края. – Тамбов: тоунб им. А. С. Пушкина, 2006. – 60 с
«Страницы творческой биографии Артура Конан Дойля» iconВитторио Мессори Черные страницы истории Церкви
Книга «Черные страницы истории Церкви» является сборником очерков из трех книг известного популярного итальянского журналиста Витторио...
«Страницы творческой биографии Артура Конан Дойля» iconАннотация Роман «Тайна Желтой комнаты»
Гастона Леру. Рультабий продолжает линию знаменитых детективов – Дюпона Эдгара По и Шерлока Холмса Конан Дойла. Журналист по профессии,...
«Страницы творческой биографии Артура Конан Дойля» iconД 941 Дэвис, Пол. Проект Вселенной. Новые открытия творческой способности природы к самоорганизации / Дэвис, Пол. [2-е изд.]. М. Бби, [2011]. 254 с
Д 941 Дэвис, Пол. Проект Вселенной. Новые открытия творческой способности природы к самоорганизации / Дэвис, Пол. [2-е изд.]. М....
«Страницы творческой биографии Артура Конан Дойля» iconФормирование творческой активности студентов
Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство, уровень – высшее профессиональное образование)
«Страницы творческой биографии Артура Конан Дойля» iconВ этой книге представлены биографии и воззрения ста крупнейших мыслителей всех
Вершиной древнегреческой философии стали имена Сократа, Платона, Аристотеля Выше
«Страницы творческой биографии Артура Конан Дойля» iconМальцева Людмила Вячеславовна мбоу «Основная общеобразовательная Каплинская школа»
Развитие эмоционально-творческой деятельности младших школьников на уроках чтения
«Страницы творческой биографии Артура Конан Дойля» iconСтраницы жизни и творчества русских и советских писателей

«Страницы творческой биографии Артура Конан Дойля» iconДжон Эрнст Стейнбек Легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола
Джон Стейнбек предпринял дерзкую попытку: переписал уже готовый текст Мэлори, чтобы роман, нисколько не утративший своего очарования,...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница