Урок проводится в форме интеллектуальной игры, для этого класс поделен на

НазваниеУрок проводится в форме интеллектуальной игры, для этого класс поделен на
Сидорова И. Н
Дата конвертации12.08.2012
Размер148,62 Kb.
ТипУрок
Контрольно – обобщающий урок

по классу Млекопитающие

в форме интеллектуальной игры



(для учащихся 7-ых классов)


Разработал

учитель биологии

МОУ СОШ №35

Г. Чебоксары

Сидорова И. Н.


Цель урока – контроль знаний учащихся по классу Млекопитающие

Задачи урока:

  • расширить представление учащихся о многообразии млекопитающих

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о строении, жизнедеятельности млекопитающих

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о роли этих животных в природе и в жизни человека

  • показать необходимость охраны млекопитающих


Оборудование:

  • портрет К. Линнея

  • таблицы: «Красная книга России», «Редкие и охраняемые виды»

  • набор дидактических материалов на группу.

  • контрольный тест для каждого ученика.

  • мультимедиапроектор и послайдовая презентация к уроку

  • газета «Домашние целители», выпущенная учениками


Ход урока

Добрый день, дети, садитесь!

Данный урок контрольно – обобщающий по классу Млекопитающие.

Цель этого урока проконтролировать ваши знания по классу Млекопитающие.

Я, как учитель, поставила перед собой следующие задачи:

  • Расширить ваше представление о многообразии млекопитающих

  • Обобщить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности млекопитающих

  • О роли этих животных в природе и в жизни человека

  • Показать вам необходимость охраны этих животных

Урок проводится в форме интеллектуальной игры, для этого класс поделен на группы и вам пока не известно, под каким символом выступают ваши соседи.

Оценить вашу работу мне помогут Иванова О., Святскова Н. – ученицы вашего класса и Голованева А. – ученица 11Б класса. Все вместе они составляют группу экспертов.

С давних времен люди уделяли пристальное внимание млекопитающим. Знаменитый шведский ученый Карл Линней в своей «Системе природы» (1735г.) перечислил только 86 видов млекопитающих. Сегодня науке известно около 5,5 тысяч видов.

Большинство зверей – наземные животные, однако есть млекопитающие, навсегда ушедшие в воду – дельфины, киты. Ластоногие – тюлени, котики, моржи – выходят на сушу только для размножения и отдыха. Есть млекопитающие частично или полностью утратившие зрение – кроты, слепыши. Есть, наконец, звери, никогда или почти никогда не спускающиеся с деревьев на землю – ленивцы, некоторые лемуры, а есть те, кто освоил воздушное пространство – разнообразные летучие мыши и шерстокрылы.

Откройте свои тетради, запишите число и название урока: Урок – интеллектуальная игра «Хочу все знать!»

Наша интеллектуальная игра схожа со спортивной: важен высокий результат и время, за которое данный результат получен. Работаем четко, быстро, правильно. При выполнении заданий, рассчитанных на группу можно вставать с места, поворачиваться. В группе работают все! Помните: конкурсы будут сочетаться с выступлениями групп – это ваше домашнее задание.

По итогам урока будет объявлена лучшая группа и знаток интеллектуальной игры.

Начинаем нашу игру с обозначения символов. Ваша задача – догадаться о каком звере идет речь.

Учащийся первой группы:

«Символом нашей группы является зверь, обладающий острым зрением, тонким слухом и отличным обонянием. Он может учуять добычу за 5-7км. И даже сквозь толстый слой снега. Если он регулярно добывает корм, то не впадает в спячку, как его бурый сородич. В берлоге залегают лишь мамаши, ждущие потомства. Голодный же зверь может залечь в спячку в любое время года. Этим он экономит жизненные силы. Вообще способность переносить голод у этого зверя поразительна. Но, когда есть добыча, он поглощает сразу огромное количество мяса и быстро накапливает жир, а расходует его очень медленно».


(верный ответ – белый медведь.)


Учащийся второй группы:

«Самый известный представитель семейства Волчьих является символом нашей группы. Это сильный, умный и неутомимый зверь. Средний вес до 50кг. крупные экземпляры весят до 80кг. За ночь может пробежать до 80км., а в случае нужды развивает скорость до 60км./ч. Может по долгу (2 -3 недели) голодать. Если очень голоден, то способен съесть сразу до 10кг. мяса, но его обычная суточная норма – 2кг. Помимо крупных животных данный зверь поедает много грызунов, если попадутся, и птиц, разоряет их гнезда, ловит насекомых, например, саранчу. Но основная добыча – копытные, дикие и домашние».


(верный ответ – волк.)


Учащийся третьей группы:

«Национальной гордостью России является зверек нашей группы, он исстари составлял основу пушных богатств страны. Некогда почти полностью истребленный, ценой огромных усилий биологов он был сохранен, размножен и рассеян. Этот зверек небольших размеров. Туловище гибкое и вытянутое, ноги укороченные, является типичным хищником. Охотится по-разному. Может, как кошка караулить в засаде мышь, подкрадываться в снегу тетеревам, или упорно преследовать по рыхлому снегу кабаргу, пока она не выбьется из сил. Основная его пища – мелкие грызуны, но часто добывает и крупных птиц. Ловит в ручьях рыбу, может поймать белку, а также более мелких родичей – колонка или горностая. Охотно ест кедровые орехи, ягоды брусники, черники, рябины».


(верный ответ – соболь.)


Учащийся четвертой группы:

«Символом нашей группы является мощный зверь, одним ударом убивающий лошадь и других копытных животных, способный с кабаном в зубах переплыть крупную реку, делающий прыжки в 7м. – лишь в исключительных случаях нападает на человека. У него мягкая походка благодаря тому, что сильно изогнутые когти при ходьбе втягиваются в особые сумки. Это еще позволяет когтям всегда быть острыми. Добычу он с начала схватывает когтями, а затем зубами. Обоняние слабое, зато слух отличный. Например, кормящееся животное способен услышать с расстояния более 200м. Живет дольше других родственных видов, иногда до 50лет».


(верный ответ – тигр.)


Учащийся пятой группы:

Символ нашей группы – самый крупный сухопутный зверь. Кожа у него толстая, морщинистая, лишена волосяного покрова. В строении его тела наблюдается присущая только подобным ему животным особенность – мощные, длинные бивни. Хобот у них развился в связи с короткой шеей, массивной головой и большими столбообразными ногами. Подошвы ног имеют под кожей особую желеобразную пружинящую массу. Когда это животное наступает на землю, то подошва расширяется и увеличивается площадь опоры, поэтому оно ходит бесшумно и легко».


(верный ответ – слон.)


Называю все группы и все символы: группа №1 – символ Белый медведь, группа №2 – символ Волк, группа №3 – символ Соболь, группа №4 – символ Тигр, группа №5 – символ Слон.

Скажите, какие внешние признаки позволяют объединить всех увиденных вами животных в один класс – класс Млекопитающие?

(предполагаемый ответ: наличие млечных желез, как правило шерстного покрова, две пары свободных пятипалых конечностей; они все – теплокровные) А какие особенности внутреннего строения? (предполагаемый ответ – 7 шейных позвонков, на верхней и нижней челюстях расположены специализированные зубы; высокий уровень организации нервной системы, развита кора больших полушарий и органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; кровеносная система замкнута, сердце четырехкамерное, кровь нигде не смешивается и движется по двум кругам кровообращения; внутреннее оплодотворение, вынашивание детеныша и живорождение.)

Объявляется первый тур интеллектуальной игры: «Блиц – опрос» (к каждой группе обращаюсь поочередно, за каждый правильный ответ группа получает один балл).

  • Млечные железы возникли, как видоизменение каких желез? (потовых)

  • У жирафа и слона сколько шейных позвонков? (7)

  • Самый многочисленный отряд? (Грызуны)

  • Стопохождение характерно для семейства… (Медвежьи)

  • Способны к длительному машущему полету представители отряда… (Рукокрылые)

  • Сердце млекопитающих скольки камерное? (четырех)

  • Втяжные когти у представителей семейства… (Кошачьи)

  • Способны ориентироваться в пространстве… (Китообразные и Рукокрылые)

  • К полуводным млекопитающим относится… (Ластоногие)

  • Самый крупный представитель отряда Китообразные… (синий кит)

О рекордсменах класса Млекопитающие и об интересных фактах нам расскажут представители группы, символом которой является Волк.

Первый учащийся: «Самое маленькое млекопитающие – свиноносая летучая мышь, масса которой 1,5г., что в 100 миллионов раз меньше массы голубого кита».

Второй учащийся: «Серый волк имеет участок обитания до 1000км2, тогда как похожий на лишенную волосяного покрова крысу голый африканский землекоп всю жизнь не покидает своей единственной норы»

Первый учащийся: «в Сингапуре имеется специальный обезьяний питомник, где подготавливают обезьян к «ботанической работе» - сбору гербария. Таких обезьян ученые применяют при сборе коллекций в тропиках, с их помощью были открыты несколько новых видов растений».

Второй учащийся: «Самое быстрое животное из млекопитающих – гепард. Этот крупный хищник из породы кошек водится в Индии и может развивать скорость до 128км./ч. в погоне за добычей».

Первый учащийся: «Распространенная поговорка «толстокожий, как слон» не точна. Первенство по толщине кожи – до 2,5см. – принадлежит нильскому бегемоту».

Второй учащийся: «Самая ценная «слоновая кость» добывается из клыков бегемота».

Первый учащийся: «Самым рогатым считается водяной буйвол, обитающий в Индии. Длина его рогов свыше четырех метров.»

Второй учащийся: «Выхухоли – настоящие живые ископаемые. Они появились 30 миллионов лет назад, когда по земле бродили гигантские ящеры и мамонты. Все эти животные давно вымерли, а выхухоль дожила до наших дней».


Выхухоль является реликтовым видом нашей Республики.

За разъяснением, что «такое реликтовый вид» я обращаюсь к экспертам.

Голованева А.: «Реликты – виды и другие систематические группы растений и животных, сохранившиеся от исчезнувших, широко распространенных в прошлом фаун и флор».


Дайте, пожалуйста, краткое описание животного и тех мер, которые необходимо соблюдать, чтобы данное животное сохранилось на территории нашей Республики.

Голованева А.: «Выхухоль – полуводное животное средних размеров; длина до 20см., вес до 400г. Голова клинообразная, как у крота. Пальцы задних конечностей соединены плавательной перепонкой, по кроям – щетки из густых волос, увеличивающие плавательную поверхность. Хвост плоский, покрыт чешуйками. Мех бурый на спине и светло-серебристый на нижней стороне тела.

На территории Чувашии встречаются только на небольшом участке Суры от Алатыря до Шумерли. Промысел на выхухоль запрещен с 1956 года.

Для охраны организован специальный заказник. Чтобы выхухоль у нас окончательно не исчезла надо полностью прекратить отлов рыбы в местах обитания выхухоли, прекратить выпас скота и распашку пойменных угодий в заказнике, удалить оттуда ондатру и норку».

На листе бумаги написано полное систематическое положение животного «выхухоль русская».


Объявляется II тур интеллектуальной игры: «Найди ошибку!»

(На скорость, 5 баллов заработает та команда, которая первой обнаружит все ошибки)

Смотреть приложение 1.


Обращаюсь к экспертам. Скажите, есть ли ещё на территории нашей Республики охраняемые виды?

Святскова Н.: «Из млекопитающих к исчезающим видам на территории Чувашии, кроме выхухоли, относятся: гигантская вечерница, тушканчик, сурок. К редким видам: ласка, горностай, выдра, хорь светлый, летяга, бурундук.

Хотелось бы отметить, что все редкие исчезающие виды животных заносятся в Красную книгу, созданную МСОП. Впервые она была издана в 1966г., на русский язык переведена в 1976г.»

Иванова О.: «Хочу дополнить. Большинство редких и вымирающих видов в нашей стране принадлежат к промысловым животным. Хищническое использование животных ресурсов России привело к тому, что к концу 19 – началу 20 века многие виды стали редкими и очутились на грани исчезновения».

Голованева А.: «Я назову причины вымирания животных:

  • прямое преследование человеком

  • изменение мест обитания животных

  • сильное загрязнение окружающей среды химическими веществами

Но нужно помнить сохранение разнообразие растительного и животного мира – одно из условий сохранения жизни на планете».


Сейчас во многих странах ученые заняты важной проблемой – сохранением и увеличением численности редких животных. Вот некоторые из них: красный волк, панда, азиатский лев, снежный барс, северный калан, уссурийский пятнистый олень, горал. Учащиеся называют охраняемые виды, помещенные на таблице.

Святскова Н: «Объявляется зоологическая гимнастика. Называю представителей типа Хордовые. Если птицу – руки вверх, если млекопитающего – надо присесть; если рыбу, земноводное или пресмыкающееся – вы делаете наклоны в сторону.

Орел, заяц, лягушка, окунь, выдра, голубь, крокодил, синица, тигр, лев».

Почему животный мир нужно охранять?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы заслушаем сообщения о значении млекопитающих в природе, в жизни человеческого общества.

Слово - группе учащихся, символом которых является Белый медведь.

Рассказывает о значении млекопитающих в природе:

«Служат кормом для многих животных;

Регулируют численность других животных, выполняют роль санитаров, поедая больных и трупы (хищные, падальщики);

Участвуют в рыхлении почвы, в обогащении её кислородом, органическими, минеральными веществами (например, кроты);

Способствуют опылению растений, распространяют семена, способствуют возобновлению леса;

Растительноядные животные регулируют численность растений»


Объявляется III тур интеллектуальной игры: « Догадайся!»

( У каждой группы – свой текст. Вам нужно определить описание, какого отряда перед вами и назвать 2-3 представителей. Задание для всей группы. Если верно справляетесь, то получаете 3 балла.)

Тексты в приложении №2.

(Предполагаемые ответы: первая группа – отряд Хоботные, слон африканский, слон индийский. Вторая группа – отряд Китообразные, различные киты, сейвал, финвал, дельфины. Третья группа – отряд Ластоногие, тюлени, моржи, котики, сивучи. Четвертая группа – грызуны; водосвинка, тушканчик, суслик, бурундук. Пятая группа – Хищные; тигр, медведь, волк, куница.)

К отряду Хищные относятся хорошо знакомые нам собаки и кошки. О влиянии этих животных на здоровье человека расскажут представители группы, символом которой является Тигр.

Сообщение «Домашние целители» рассказывают двое учащихся: «О том, что животные могут лечить своих хозяев было известно еще в древности. Древние китайские мудрецы даже указывали на лечебную «специализацию» кошек и собак: «Кошка – животное холода. Она может забирать на себя болезни тепла, то есть те, которые сопровождаются воспалительными реакциями. Собаки – животные тепла. Они действуют на болезни холода, такие, как, например, рак, цирроз печени, артрозы».

Сегодня анималотерапия – лечение животными – стало в мире официально признанной наукой. За рубежом провели ряд исследований, которые, неопровержимо доказывают, насколько важно для здоровья человека может быть присутствие животных в доме. Английские исследователи из Кембриджского университета обнаружили, что уже через месяц после того, как в доме появляется кошка или собака, у хозяев отмечается значительное снижение случаев недомогания. Проведенное в Австралии обследование около шести тысяч пациентов показало, что у тех, кто держит дома животных, ниже кровяное давление, меньше уровень холестерина в крови и, как следствие этого, меньшая предрасположенность к инфаркту.

Врачи считают, что, когда рядом с человеком что-то маленькое, пушистое, любимое ему не страшна депрессия.

Кто человеку нужнее, кошка или собака, зависит от типа его жизненной активности, считает психолог из Ярославля Н.Л.Кряжева. Если у него есть потребность самоутвердиться, он заводит собаку, которую можно наставлять и учить и которая будет выполнять его команды. Если ему не хватает самостоятельности и способности жить в одиночестве, психологической опорой ему послужит кошка с ее независимым характером.

Балуем ли мы своих питомцев или зависим от них, мало кто станет оспаривать мнение специалистов из ВОЗ о том, что живые существа рядом с нами приносят нам огромную пользу. Но результат будет, только если у человека есть душевное тепло по отношению к животному. Любовь, сердечная привязанность прекрасно видны на фотографиях» (демонстрируется газета, где размещены фотографии домашних любимцем учеников).

Объявляется IV тур интеллектуальной игры: «Определи верно!»

Задания в приложении №3.

На подготовленном листе учащиеся пишут свои ответы и предоставляют их экспертной группе; работают на скорость.

Вы справились с заданием, где преимущественно шла речь об отрядах Парнокопытные и Непарнокопытные животные. К этим отрядам относится большинство одомашненных с/х животных.

Слово группе, символом которой является Слон. Звучит краткий рассказ об одомашнивании и с/х животных:

«Доместикация – наука об одомашнивании – свидетельствует, что сближение человека с животными произошло в оседлой среде земледельцев или рыболовов – охотников. Животные влекли, а иногда пугали людей, но всегда вызывали у них неослабевающий интерес. Если на Земле существует 1,5млн. видов животных, а человек приручил и одомашнил примерно 40 видов, то это свидетельствует о сложности процесса и по сей день.

Какие виды домашних животных нам известны?

Коровы, овцы, свиньи, лошади, кролики, и в меньшей степени – олени и лоси.

У каждой породы домашних животных есть дикий предок. Например, диким предком крупного рогатого скота является тур. В процессе одомашнивания тура были созданы различные породы крупного рогатого скота по направлению продуктивности: молочные, комбинированные и мясные. Данная отрасль с/х дает более 70% мяса, потребляемого в стране, обеспечивает человека молоком – одним из наиболее ценных и незаменимых продуктов питания.

Животных разводят также ради шкур, шерсти, продуктов, применяемых в фармацевтике, медицине, парфюмерии».

Роль животных в жизни человека очень разнообразна. Она определяется, с одной стороны, обилием, разнообразием видов зверей, с другой – разнообразием хозяйственной деятельностью человека.

О роли животных в жизни человека нам расскажут представители группы, символом которой является Соболь:

Первый учащийся: «В наши дни животный мир необходим и для развития науки, и в с/х практике человека. Вспомните, первой из жителей Земли в космос была отправлена собака. Она дала людям богатейшую информацию о возможности существования живых организмов в неземном пространстве. Позже, вместе с отважными космонавтами отправляли белых мышей и крыс. На них выяснялся биологический ритм жизни в невесомости, влияние космоса на наследственность и многие другие важные вопросы».

Второй учащийся: «Дикие животные доставляют ценную пушнину, пух, жир, многие ценные лекарства. Многие виды животных служат для человека источником белкового питания, поставщиками сырья для промышленного и кустарного производства.

Даже в век авто – и авиатранспорта мы не отказываемся от лошадей, оленей, верблюдов, ослов, мулов, как от транспортных средств. Во многих областях и странах они в этом отношении просто незаменимы».

Третий учащийся: «Изучение животного мира послужило основой развития новой отрасли науки и техники – бионики, делающий блестящие технические открытия и изобретения, значение которых трудно переоценить.

Известно, что многие технические новинки и машины были успешно созданы благодаря тому, что конструкторская и научная мысль ученых и инженеров была обращена к животному миру. Суда с формой корпуса кита… Самозатачивающиеся резцы и стамески «взяты» от резцов грызунов… Лопата – улучшенная ладонь… Кожа китообразных, обладающая антивибрационной упругостью – модель для особых пенесто-резинообразных покрытий подводной части кораблей, что позволяет развивать более высокую скорость….»

Четвертый учащийся: « А роль животных в формировании словарного запаса многих богатейших и великих языков мира, такого, например, как русский язык?! – Медвежья сила, львиная храбрость, лисья изворотливость, львиная доля. Даже растениям люди дали названия животных. Дельфиниум, верблюжья колючка, «олений мох», львиный зев, медвежий лук, заячья капуста и т.д. Люди всегда относились к животным с уважением видя в них своих кормильцев, а иногда и спасителей».

Пятый учащийся: «Благодарное человечество увековечило образ животных в архитектуре, на монетах, медалях, в памятниках. Поставлены памятники собаке (в Колтушах, в Берлине, в Париже, в Австралии, Африке, Японии и на Аляске), корове (в Дании), мулу (в Швейцарии), ослу ( в Риме), мамонту (в селе Кулешовка, на Украине). В Колтушах, в близи Санкт-Петербурга, в парке института физиологии имени И.П.Павлова Академии наук поставлен памятник собаке ещё при жизни великого основателя этого института. Поставлен этот монумент в знак благодарности четвероногим друзьям за верную службу науке, так как на собаке прослежены различные рефлексы, открытые основные принципы работы коры головного мозга и пищеварения и при помощи собаки великий физиолог сделал почти все свои основные открытия».

Спасибо!

Все группы справились с домашним заданием. Но у меня возник вопрос, я вновь обращаюсь к экспертам: есть ли животные, приносящие человеку вред?

Оля Иванова: «Да, к сожалению, есть. Такие животные, как мыши, крысы, суслики опасны для человека, как распространители инфекционных заболеваний, например, чумы, лихорадки. Грызуны наносят большой вред с/х и лесному хозяйству. Волки сокращают поголовье скота».

Пока эксперты подсчитывают баллы, вы выполните итоговое тестирование, не забудьте указать фамилию и имя. Дается не более пяти минут.

Все сдали работы.

Наступило время подвести итоги.

О чем шла речь на уроке?

О чем-то новом узнали?

О чем?

На мультимедийном проекторе, записаны новые термины: анималотерапия, реликт, бионика, доместикация и их значения.

Слово – экспертам:

Самая лучшая команда…

Знаток интеллектуальной игры «Хочу все знать!»…

Домашнее задание – решить биологическую задачу, текст которой на слайде, каждому – в отпечатанном виде; подклейте в тетради и решите.

Похожие:

Урок проводится в форме интеллектуальной игры, для этого класс поделен на icon«География материков и океанов. 7 класс»
Урок проводится в 7 классе в конце изучения материка Антарктида и является уроком обобщающего повторения. Форма урока урок-экспедиция....
Урок проводится в форме интеллектуальной игры, для этого класс поделен на iconИнтегрированный урок литературного чтения и русского языка. Развитие речи. Экология. 4 класс. Обобщающий урок по теме «природа и мы»
Интегрированный урок литературного чтения и русского языка. Развитие речи. Экология. 4 класс
Урок проводится в форме интеллектуальной игры, для этого класс поделен на iconИгра «Что я знаю о животных?» Поляна сказок
Игру предлагает педагог и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их действиям и выполнению правил игры...
Урок проводится в форме интеллектуальной игры, для этого класс поделен на iconУрок кубановедения, 8 класс Урок по теме «Архитектура и памятные места Екатеринодара»
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация материалов о памятных местах и архитектуре г. Краснодара, выставка книг о...
Урок проводится в форме интеллектуальной игры, для этого класс поделен на iconПсихология игры
Центральным для теории ролевой игры явля­ется вопрос о ее историческом происхождении — это и есть вопрос о ее природе
Урок проводится в форме интеллектуальной игры, для этого класс поделен на iconЛ. Н. Ердаков, О. Н. Чернышова. Задачи и вопросы по экологии, 5-11 класс, г. Новосибирск, 1996 г
«фото-урок». В 7А и 7Б классе урок о птицах Новосибирской области проведен в теме «Птицы». Именно эти ребята изготавливали кормушки...
Урок проводится в форме интеллектуальной игры, для этого класс поделен на iconДомашнее задание по русскому языку, 8 класс
...
Урок проводится в форме интеллектуальной игры, для этого класс поделен на iconСтрана ттеревертундия (игры для детей и взрослых ) добавлялки
Предлагаются три варианта игры. Ведущий читает стихи, в которых «спрятаны» сбивающие с толку рифмы. Следует быть очень внимательным,...
Урок проводится в форме интеллектуальной игры, для этого класс поделен на icon«Олимпийские игры»
Олимпийские игры, в античности древнейшие и самые знаменитые из всегреческих игр. Справлялись в честь Зевса Олимпийского через каждые...
Урок проводится в форме интеллектуальной игры, для этого класс поделен на iconУрок развития речи. 6 класс
Цели: научить практически опознавать научную и деловую речь, слова-термины; развивать умения анализировать и составлять текст
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница