«невропатология»

Название«невропатология»
страница1/7
С.В.Горшенева
Дата конвертации10.08.2012
Размер1,16 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»


Утвержден

на заседании кафедры логопедии

Протокол № от________200 г.

Зав.кафедрой_________________


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ «НЕВРОПАТОЛОГИЯ»


Специальности


050715 Логопедия,

050712 Тифлопедагогика, 050713 Сурдопедагогика

050714 Олигофренопедагогика, 050716 Специальная психология

с дополнительной специальностью 050715 Логопедия

факультет коррекционной педагогики


Составитель:

К.м.н., доцент С.В.Горшенева





Самара - 2010

СОДЕРЖАНИЕ

I РАЗДЕЛ

  1. Выписка из стандарта

  2. Пояснительная записка

  3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

  4. Объем дисциплины и виды учебной работы

  5. Содержание дисциплины

5.1.Учебно-тематический план дисциплины

5.2. Содержание разделов дисциплины

5.3. Методические рекомендации к проведению практических занятий

5.3.1. Методические рекомендации для студентов

5.3.2. Задания для самостоятельной работы студентов

5.3.3 Темы контрольных работ (для дневного отделения)

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

6.2. Средства обеспечения дисциплины

7. Содержание итогового и промежуточного контроля

7.1. Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации

7.2. Порядок проведения итоговой аттестации (экзамена)

7.3. Вопросы к экзамену

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

9. Словарь терминов

II РАЗДЕЛ


Рабочая программа


I. РАЗДЕЛ


1.Выписка из стандарта

Значение курса невропатологии для специальной педагогики. Эволюция нервной системы. Строение и функции нервной системы человека. Возрастная эволюция мозга. Понятие о системогенезе. Структура нервной системы: головной и спинной мозг. Строение спинного и головного мозга (ствол, надстволье, средний, межуточный мозг, конечный мозг). Особенности строения чувствительной и двигательной нервной клетки. Понятие о синапсе. Проводящие пути. Цитоархитектоника коры головного мозга. Три блока в структуре нервной системы: энергетический, гностический, программирования и мотивации деятельности. Общие представления о болезнях нервной системы. Основные неврологические синдромы: синдромы двигательных и чувствительных расстройств, вегетативной нервной системы, синдромы нарушений высших корковых функций: агнозии, апраксии и афазии. Болезни нервной системы: наследственно-органические заболевания, инфекционные, травматические, интоксикационные, детский церебральный паралич. Неврологические основы патологии речи: афазии, алалии, дислексии и дисграфии, дизартрии, расстройства темпа и ритма речи, заикания. Расстройства речи, обусловленные нарушениями слуха, зрения, интеллекта. Учение о высшей нервной деятельности. Понятие о сигнальных системах. Значение биоритма для жизнедеятельности организма. Значение стресса в детском возрасте. Физическое развитие и внешняя среда, их значение для умственного развития ребенка. Медико-психолого-педагогическое консультирование. Раннее выявление детей с отклонениями в развитии. Лечебно-педагогический комплекс. Динамика наблюдений.


2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и предназначена для студентов 2-го курса (3-й семестр) дневного отделения и студентов 1-го курса (2-й семестр) заочного отделения института коррекционной педагогики.

«Невропатология» – ведущий курс в системе подготовки педагогов–дефектологов, позволяющий сформировать правильное представление о структуре дефекта у ребенка с проблемами в развитии с учетом этиологических, патогенетических и клинических аспектов.

Курс «Невропатология» включает два раздела – общую неврологию, которая рассматривает закономерности строения и функции нервной системы, основные симптомы и синдромы поражении различных ее отделов, и частную неврологию, которая изучает нервные болезни.

Программа курса состоит из трех тематических блоков. Первый блок традиционно посвящен изучению основных неврологических симптомов и синдромов, возникающих при поражении нервной системы. При изучении материала этого блока студенты осваивают неврологическую терминологию, знакомятся с клиническими проявлениями чувствительных и двигательных нарушений, овладевают методами клинико-неврологического обследования.

Учитывая профессиональное поле деятельности педагога-дефектолога, отдельно выделен блок, посвященный изучению расстройств речевых и высших корковых функций, возникающих при органическом поражении нервной системы. В этом блоке рассматриваются вопросы классификации речевых и корковых расстройств, их топическая диагностика, неврологическая симптоматика и основные методы выявления этих нарушений.

В третьем блоке изучаются болезни нервной системы инфекционного, травматического, сосудистого и опухолевого происхождения. Рассматриваются аномалии развития головного мозга и ряд других заболеваний нервной системы, наиболее часто встречающихся в клинической практике педагога-дефектолога.

Изучение дисциплины осуществляется на лекциях и практических занятиях. Отдельные вопросы выносятся для самостоятельной работы. Целью лекционного курса является приобретение знаний о неврологических симптомах, синдромах и болезнях, причинах и механизмах их возникновения, а также современных методах диагностики. Целью лабораторных занятий является закрепление знаний, полученных в лекционном курсе и учебных изданиях, а также приобретение навыков клинического неврологического обследования ребенка. На современном этапе развития неврологии большое внимание уделяется детям, имеющим минимальные мозговые повреждения, что клинически проявляется синдромом минимальной мозговой дисфункции (ММД). В курсе «Невропатология» студенты изучают причины возникновения этого синдрома, варианты его клинического течения, методы клинической и инструментальной диагностики, с целью выявления очагов мозговой дисфункции, что особенного важно для разработки адекватных методов медико-педагогической коррекции.

В основу изучения курса невропатологии положен принцип синдромного анализа, который позволяет определить структуру дефекта, установить локализацию очага поражения с учетом времени его возникновения и морфофизиологической зрелости нервной системы. Подобный подход к изучению курса поможет будущему дефектологу самостоятельно проводить анализ симптомокомплекса различных нарушений у детей с проблемами развития как органического, так и функционального генеза, и выстраивать тактику коррекционно-педагогической работы во взаимосвязи с лечебными мероприятиями.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В процессе изучения данного курса студенты должны знать:

  • принцип строения головного и спинного мозга;

  • основные отделы головного мозга и его структурно-функциональные образования;

  • основные синдромы чувствительных, двигательных и вегетативных расстройств;

  • синдромы нарушений высших корковых функций;

  • причины возникновения, клинические проявления и исходы пре– и перинатальных поражений центральной нервной системы;

  • наиболее часто встречающиеся пороки развития головного мозга;

  • виды, клинические проявления и возможные исходы травматических, инфекционных и сосудистых поражений нервной системы;

  • основные наследственные болезни нервной системы, проявляющиеся в детском возрасте;

должны уметь:

  • проводить синдромный анализ различных заболеваний нервной системы, с выделением чувствительных, двигательных, вегетативных расстройств и нарушений высших корковых функций;

  • определять возможный очаг поражения на основе клинической симптоматики;

  • дифференцировать различные болезни нервной системы по этиологическому, патогенетическому и клинико-неврологическому принципу;

  • выявлять чувствительные, двигательные и вегетативные расстройства;

  • выявлять патологию (или недостаточность) черепно-мозговой иннервации;

  • проводить клиническое неврологическое обследование детей по общепринятой схеме;

  • сочетать при выборе методов коррекционной работы лечебные и педагогические мероприятия.


Программой предусмотрена динамичная координация лекционных и лабораторных занятий, гибкая система проверочных и контрольных работ, индивидуализация заданий для самостоятельной работы сту­дентов.

Курс рассчитан на 20 часов лекционных, 28 часов лабораторных занятий; отдельные вопросы курса выносятся для самостоятельной работы. Экзамен. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде тестовых контрольных работ, решения ситуационных задач (коллоквиума, экспресс-опроса и т.д.).


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды занятий

Дневное

отделение

Заочное отделение

Общая трудоемкость

94

94

Аудиторные занятия

48

14

Лекции

20

8

Практические занятия (семинары)




6

Лабораторные занятия

28




Самостоятельная работа

46

80

Указать другие виды работы (если есть), в том числе курсовые проекты, рефераты – контрольные работы

20




Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен

Экзамен
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

«невропатология» iconТема 1 связь предмета с другими предметами медико-биологического цикла. История невропатологии. Роль ученных в развитии невропатологии
Цель занятия: – Невропатология как наука, ее связь с другими биологическими науками
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница