Происхождение и эволюция российского баптизма (на материалах Волго-Вятского региона)

НазваниеПроисхождение и эволюция российского баптизма (на материалах Волго-Вятского региона)
страница1/5
Ярыгин Николай Николаевич
Дата конвертации21.05.2013
Размер0,59 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5


На правах рукописи


Ярыгин Николай Николаевич


Происхождение и эволюция российского баптизма

(на материалах Волго-Вятского региона)


Специальность 09.00.13 – религиоведение, философская антропология, философия культуры


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук


Москва – 2008

Работа выполнена на кафедре философии религии и религиоведения философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова


Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Аринин Евгений Игоревич

доктор философских наук, профессор Глаголев Владимир Сергеевич

доктор философских наук, профессор Крянев Юрий Витальевич


Ведущая организация: Вятский государственный университет


Защита состоится «22» декабря 2008 года в 14:40 часов на заседании диссертационного совета Д 501.001.09 в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова по адресу: 119991, Москва, Ленинские горы, учебный корпус № 1, ауд. А 517-518


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке МГУ имени М. В. Ломоносова


Автореферат разослан «_____» _________________ 200 г.


Учёный секретарь

диссертационного совета Шишков А. М.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В настоящий момент российское общество входит в мировое сообщество наций как полноправный член на основе экономического, политического, культурного сотрудничества, расширяются соответствующие связи с другими странами. Россия втягивается в процесс глобализации, который, однажды начавшись, охватывает всё большее количество стран. Этот процесс затрагивает и духовную сферу жизни общества. В результате политических перемен начала 1990-х годов в российском обществе образовался своеобразный духовный вакуум. В этих условиях идет поиск российской идентичности. Поэтому далеко не безразлично, чем заполняется образовавшееся пространство, какие ценности получают приоритет у современного россиянина.

В 1990-х годах в России появились западные проповедники в основном протестантского толка в надежде обрести здесь многочисленную паству. При непосредственном участии зарубежных миссионеров возникали новые религиозные объединения, движения, организации. В некотором плане это даже изменило общую религиозную картину страны. По прошествии пусть и небольшого отрезка времени появилась возможность анализа этого процесса, тем более, что к концу столетия он пошел на убыль, а сегодня обстановка практически стабилизировалась.

Хотя история российского протестантизма исчисляется не одной сотней лет, в частности баптизм существует в России почти полторы сотни лет, проблема его происхождения и эволюции актуальна и сегодня. Проникновение западной культуры на российские просторы всегда воспринималось у нас весьма болезненно и противоречиво, тем более, когда дело касалось религии. Баптизм явился в России в принципе первой разновидностью западного христианства, которая получила распространение непосредственно среди русского народа, что даёт повод рассматривать его происхождение и эволюцию в российской действительности в качестве наиболее типичного примера социокультурного взаимодействия. Особый интерес представляет процесс секуляризации в баптизме, его можно оценивать как форму диалога религиозного и безрелигиозного мировоззрений. Секуляризация, проявляясь в тенденциях баптистского модернизма и фундаментализма, в России приобрела свою специфику. Баптизм на российской почве претерпел существенные изменения, испытал влияние местных религиозных традиций, что отразилось в его вероучении, мировоззрении, общем положении на религиозной карте России. Сегодня в российском баптизме всё более заметна общемировая динамика сближения позиций модернизма и фундаментализма. Интеграция идет на базе умеренного варианта современного протестантского фундаментализма – нео­евангелизма, что оказывает заметное влияние на российский баптизм.

Родиной баптизма считается Англия, это связано с формированием здесь в ходе «второй волны» английской Реформации в начале XVII века общин частных баптистов кальвинистской направленности. Именно они закрепили в своих вероисповедных документах положение о крещении лишь взрослых людей путем полного погружения в воду. Однако баптизм, не обрел на своей родине прочной почвы по причине массовых гонений на своих приверженцев со стороны королевской власти и англиканской церкви. Вторую родину он нашел в Новом свете, куда направились в первой половине XVII века религиозные переселенцы из Англии. В Америке баптизм вполне вписался в зарождающееся общественное устройство и даже во многом определил будущую американскую государственность, где изначально отсутствовало давление традиционной церкви. В Новом свете баптизм сформировался как устоявшаяся конфессия. Лишь в начале XIX века баптизм распространился через Германию в континентальной Европе. В 1905 году был создан Всемирный союз баптистов.

В России баптизм появился в период крестьянской реформы 1861 года на юге страны, несколько позднее в Петербурге зародилось довольно близкое баптизму движение евангельских христиан, воспринявшее учение английских общих баптистов. В 1884 году был создан Союз русских баптистов южной России и Кавказа, а в 1909 году – Всероссийский союз евангельских христиан, который в начале ХХ века вошел во Всемирный союз баптистов. Изначально неоднократно предпринимались пока неудачные попытки объединения этих двух родственных направлений. Баптизм в России имел давние культурно-исторические предпосылки. Распространение новой веры также было обусловлено развитием товарно-денежных отношений в аграрном секторе российской экономики, становлением промышленных центров империи. Баптисты и евангельские христиане значительно расширили свои ряды в первое десятилетие советской власти. В 1944 году произошло объединение этих двух близких течений в Союз евангельских христиан-баптистов, в котором евангельские христиане получили приоритетное положение. Позднее в Союз ЕХБ вошла часть пятидесятников и братских меннонитов. В 1966 году в Союзе ЕХБ был выработан единый компромиссный символ веры, вобравший в себя традиции баптистов и евангельских христиан. В реорганизованном виде данное объединение существует и сегодня – Российский союз ЕХБ. Поэтому для удобства изложения, согласно устоявшемуся в отечественном религиоведении подходу, мы будем применять термин «российский баптизм» в историческом контексте для обозначения евангельско-баптистского движения в целом. С подачи православных миссионеров в царское время к баптистам и евангельским христианам применялся термин «секта», эта традиция продолжилась и в советский период. Сегодня этот термин требует уточнения, а употреблять его, к примеру, в отношении Российского союза ЕХБ будет явно не корректно.

Степень разработанности проблемы. Основной корпус работ, посвященных российскому баптизму можно условно разделить на три группы. Первую из них представляют православные авторы, которые сразу же отреагировали на появление баптизма в России публикациями, содержащими в основном исторические материалы. Прежде всего, здесь следует отметить работы И. Азовского, И. Айвазова, епископа Алексия, архимандрита Арсения, В. Базарянинова, протоиерея Т. И. Буткевича, священника А. А. Введенского, протоиерея И. Восторгова, А. Рождественского, А. Ушинского, священника Н. Н. Фетисова1. Сообщения местных священников содержат в основном статистику и констатацию фактов появления первых баптистов и евангельских христиан в российских регионах.

Ко второй группе можно отнести работы светских авторов дореволюционного периода, которые кроме исторического материала предлагают читателю определенный анализ религиозной ситуации в России относительно баптизма, причин его появления и распространения, здесь стоит назвать В. Андерсона, С. П. Мельгунова, П. Н. Милюкова, А. С. Пругавина, В. И. Ясевич-Бородаевскую2.

Третью группу представляют публикации советского и постсоветского периодов. Среди трудов советских авторов 1920-х годов нужно особо выделить работы В. Д. Бонч-Бруевича, П. А. Красикова, Ф. М. Путинцева1, взгляды которых на религию определяли в конечном итоге политику Советского государства в данной области. Заслуживают внимания также исследования Б. Тихомирова и А. Ярцева2. С середины 1930 х и до конца 1950 х годов заметные научные публикации по баптизму обнаружить трудно, дело ограничивалось популярными брошюрами, это, прежде всего, работы А. А. Козьминой, Ю. Я. Майского, Л. А. Сердобольской, В. Г. Соколова, Е. А. Тучкова3.

С 1960-х годов уровень исследований заметно возрастает, появляется планомерное научное изучение религии. В тот период баптизм по-прежнему рассматривался в контексте изучения «сектантства». Здесь следует отдельно выделить труды А. И. Клибанова4, в которых автор с исторических позиций убедительно обосновал закономерность появления баптизма в пореформенной России XIX века. Задачу выявления реальных условий формирования новых религиозных идей в первые годы советской власти, раскрытия подлинного политического содержания, истинной социальной и мировоззренческой сущности баптистской церкви ставит З. В. Калиничева1. Концентрирует внимание на социально-исторических и идейных процессах, обусловивших глубокий послевоенный кризис и раскол в российском баптизме в начале 1960-х годов Г. С. Лялина2.

Несомненный интерес представляют конкретно-социологические исследования баптизма, которые довольно широко проводились в различных регионах нашей страны, начиная с 1960-х годов. Так большую работу в плане социологического изучения баптизма проделали белорусские ученые, они исследовали мотивы посещения верующими молитвенных собраний, образовательный уровень баптистов, анализировали социально-демографический состав общин3. Используя данные, собранные в Астраханской общине евангельских христиан-баптистов, К. И. Никонов рассматривает некоторые тенденции в проповеднической деятельности баптистов4. Материалы, полученные по Украине, привлекает к изучению теистических и социально-этических концепций баптизма В. И. Голубович5. Опираясь на данные по Пензенской области, исследует эволюцию социальных функций баптистской общины Д. Е. Мануйлова6. Привлекая данные, полученные по Западной Сибири, анализирует социально-демографический состав баптистских общин, исходя из системного подхода к проблеме, П. Н. Чесноков7. Особенности религиозной деятельности баптистов-инициативников по материалам Киргизии изучает Б. И. Гальперин8. Используя материалы по Украине, С. Т. Мащенко рассматривает отношения внутри баптистской общины1. По материалам, собранным в Астраханской, Волгоградской областях, в некоторых общинах евангельских христиан-баптистов Северного Кавказа, А. Ф. Ярыгин исследует характер баптистской проповеди2. Привлекая материалы Западной Сибири, анализирует религиозную деятельность баптистских общин А. П. Андреев3. Проблему соотношения личности и общества в баптизме исследует, используя данные по западным областям Украины, Т. И. Беленко4. Понимание смысла жизни в баптизме, отношение верующих к трудовой деятельности изучает А. А. Евглевский5. Взаимоотношения человека и общества в протестантизме исследует, используя данные по баптистским общинам Краснодарского края, Л. С. Ембулаева6. Специфику религиозности баптистской молодежи, привлекая конкретно-социологические исследования по Украине, анализирует В. С. Скопенко7.

Заслуживают внимания также исследования баптизма таких авторов, как И. И. Бражник, А. А. Кислова, Ю. В. Кримус, В. С. Кузнецов, Д. Е. Мануйлова, Т. А. Пудова, В. В. Сарычев, М. И. Сляднев, Э. Г. Филимонов8. В определенном плане интересны публикации научно-популярного характера, здесь можно назвать следующих авторов: И. И. Акинчиц, А. С. Ворошилов, Б. И. Гальперин, П. Л. Каушанский, И. А. Малахова, Р. В. Надольский, П. П. Яшин1.

В постсоветский период, кроме работы Л. Н. Митрохина2, посвященной вопросам баптистской морали, пожалуй, трудно отметить какие-то фундаментальные исследования российского баптизма; можно указать лишь единичные кандидатские диссертации. Так украинский ученый В. Ю. Скороход исследует содержание и особенности эволюции баптистской концепции исторического процесса3, его российский коллега А. В. Макеев анализирует философско-теологические основы трудовой этики англо-шотландских пуритан и российских протестантов – баптистов и евангельских христиан4.

К особой группе авторов следует отнести сторонников собственно конфессионального взгляда на баптизм. Здесь представлены отечественные религиозные авторы, как совместные труды по истории евангельско-баптистского движения в России, так и индивидуальные5. Среди зарубежных исследователей российского баптизма можно назвать такие имена, как М. Бордо, В. Заватски, В. Кале, Л. Шендеровский, Дж. Эллис и У. Джонс1.

Данные исследования отражают историю зарождения российского баптизма, в них анализируются причины его возникновения, распространение по стране. Берутся во внимание и анализируются функционирование и деятельность евангельско-баптистских общин в советский период, однако данные работы довольно часто излишне политизированы, акцент в них нередко делается лишь на религиозном экстремизме, представленном так называемым Советом церквей ЕХБ. Весьма заметна политическая подоплека относительно данной религиозной структуры в работах зарубежных авторов. Кроме этого, ученые уделяли сравнительно меньше внимания изучению баптизма в советское время, чем в дореволюционное, в первую очередь это видно на региональном уровне. Особенно не изученным выглядит период с начала 1930-х до конца 1950-х годов. В то же время и дореволюционный период требует более пристального, внимательного изучения. Причем отечественные авторы всегда акцентировали большее внимание на баптистах, чем на евангельских христианах. Несмотря на близость вероучений этих двух направлений, изначально они имели определенные догматические, культовые и организационные различия, что, в свою очередь, затрудняет объективное понимание эволюции российского баптизма.

Вышесказанное позволило нам сформулировать гипотезу исследования: российский баптизм имел давние культурно-исторические предпосылки, а социально-экономические условия для его возникновения сложились в ходе земельной реформы 1861 года. Сочетание данных факторов в итоге дало жизнь российскому баптизму. В процессе своей эволюции на российской почве баптизм приобрел мировоззренческие, вероисповедные и социокультурные особенности в сравнении с изначальным его вариантом. Соответствующая специфика российского баптизма проявилась и в процессе его секуляризации в виде модернистских и фундаменталистских тенденций, во влиянии неоевангелизма на современную религиозную ситуацию в России.

Гипотеза исследования определила направление нашей работы, её цели и задачи.

Цель исследования состоит в том, чтобы провести анализ социокультурного взаимодействия в процессе зарождения и эволюции российского баптизма, проследить его мировоззренческие и вероисповедные особенности, динамику секуляризации в евангельско-баптистской среде, проявление модернизма и фундаментализма, влияние на него неоевангелизма. Для этого решаются следующие задачи:

– формулируется методологическая основа исследования, исследуются социально-экономические условия появления баптизма в России, анализируется социокультурное своеобразие российского баптизма с акцентом на процессе закрепления его на российской почве;

– рассматривается динамика секуляризации российского баптизма в довоенный советский период, подъем евангелько-баптистского движения в первое послеоктябрьское десятилетие, превалирование в нем модернистских настроений, нарастание кризисных явлений в период коллективизация и как следствие – фундаменталистских тенденций;

– анализируется процесс секуляризации в российском баптизме в послевоенное время, его возрождение, связанное с образованием Союза ЕХБ, раскол в нем и последствия этого структурного кризиса, влияние секуляризации на «жизненный мир» баптистов;

– исследуются современные тенденции в российском баптизме постсоветского периода, распад Союза ЕХБ и образование новых религиозных организаций, влияние модернизма и фундаментализма в российском баптизме, интеграционные процессы в российском протестантизме на базе неоевангелизма.

Объектом исследования выступает баптизм, который в российской действительности представлен евангельско-баптистским движением, первоначально включающим в себя собственно баптистов, а также евангельских христиан. Следует отметить, что в постсоветский период в нашей стране появились разнообразные неопротестантские направления, которые весьма часто причисляют себя к «евангельским христианам». Однако последние не являются непосредственным объектом нашего исследования.

Предметом исследования является происхождение и эволюция российского баптизма, динамика его секуляризации, которая представлена тенденциями модернизма и фундаментализма, влиянием на российский баптизм умеренного варианта современного протестантского фундаментализма – неоевангелизма.

В качестве методологической и теоретической основы исследования использовались различные методы: сравнительно-исторический, системный анализ, историческая реконструкция, культурологическое моделирование, герменевтика текстов, анализ архивных источников, интерпретация исторических документов. В исследовании автор опирался на теоретико-методологические результаты религиоведческих работ В. Д. Бонч-Бруевича, В. С. Глаголева, А. И. Клибанова, Г. С. Лялиной, З. В. Калиничевой, А. А. Кисловой, Л. Н. Митрохина, К. И. Никонова, З. П. Трофимовой, Э. Г. Филимонова, И. Н. Яблокова.

Информационная база исследования. Информационной базой диссертационного исследования явились: а) научные работы отечественных и зарубежных авторов, в том числе современные; б) религиозная литература отечественных и зарубежных авторов, вероисповедные документы, периодические издания евангельских христиан-баптистов; в) отечественные законодательные документы и нормативные акты, касающиеся религии; г) статистические данные по регистрации религиозных объединений управлений Министерства юстиции РФ по Кировской, Нижегородской областям и Удмуртской республике; д) архивные материалы, хранящиеся в фондах Архива Российского союза ЕХБ, Архива УВД Кировской области, Государственного архива Кировской области, Государственного архива социально-политической истории Кировской области, Центрального архива Нижегородской области, Центрального государственного архива Удмуртской республики; е) личные наблюдения и заметки автора.

Научная новизна исследования:

– Прослежена специфика зарождения и эволюции российского баптизма, который имел отечественные культурно-исторические предпосылки, на него воздействовало духовное христианство, в первую очередь – молоканство на юге страны. Родственное баптизму учение евангельских христиан, появившееся в Петербурге, испытало влияние народной религии и православного окружения при своем продвижении в провинцию. Социально-экономические условия для широкого распространения новой веры сложились в ходе земельной реформы 1861 года, в процессе развития товарно-денежных отношений в аграрной сфере страны. Сочетание культурно-исторических предпосылок и социально-экономических условий, сложившихся во второй половине XIX века, в итоге дало жизнь российскому баптизму. В Волго-Вятском регионе первоначально преимущественное распространение получили евангельские христиане, непосредственными предшественниками которых здесь явились старообрядцы-беспоповцы и немоляки, последние сыграли здесь роль своеобразного штундизма. Автором введено в научный оборот 142 неопубликованных источника, представляющих документы фондов региональных архивов, что позволило впервые обратиться к жизни местных общин евангельских христиан-баптистов середины ХХ века.

– Выявлены идейные, вероисповедные и мировоззренческие особенности российского баптизма в сравнении с исходным западным вариантом, которые отразили процесс адаптации баптизма в новой социокультурной среде. В российском баптизме акцент изначально ставился на проповедничестве, а не богословских изысканиях. Поэтому вера и мораль в российском баптизме практически слились в единое целое (Бог есть любовь), что усиливало его традиционный нравственный ригоризм. Сотериология российских баптистов утратила прямую связь с материальным и экономическим успехом в обществе в отличие от западного варианта, кальвинистская составляющая которого была совершенно утрачена. Российским баптистам присущи общинный тип мышления и коллективизм, а не индивидуализм, чувственные религиозные переживания, а не рассудочность.

– Определены отличительные черты процесса секуляризации в российском баптизме. Влияние тенденций баптистского модернизма и фундаментализма в России всегда имело слабо выраженный характер. Рядовые верующие проявляли в этом плане заметную инертность, несмотря на усилия руководства, социальный евангелизм в России не прижился. Отмечен постепенный, но постоянный рост секуляризации в баптистской среде с момента появления новой веры на российской почве и до современного состояния. Однако в целом процесс секуляризации в российском баптизме в сравнении с православной средой осуществлялся медленнее, что объясняется баптистским нравственным ригоризмом и традиционным контролем за верующими со стороны общины (строгое членство). Если среди православных есть немало верующих с низкой религиозной активностью, то среди баптистов таковые практически отсутствуют. Евангельские христиане-баптисты – это исключительно практикующие верующие, среди которых выделяются две типологические группы: верующие с высокой и средней религиозной активностью.

– Обозначены изначальные принципы взаимоотношений баптистов и евангельских христиан с обществом и государством: уважение власти и закона при аполитичности и социальной инертности, лояльное отношение баптистов к военной службе и избирательный нигилизм к ней со стороны евангелистов в прошлом. Российский союз ЕХБ как устоявшееся религиозное объединение сегодня открыт для всестороннего сотрудничества с государством, с другими религиозными организациями. Динамика взаимоотношений между различными протестантскими направлениями в России как на федеральном, так и региональном уровнях носит интегрированный характер, проявляющийся в трех главных направлениях: финансово-экономическом сотрудничестве, социальном служении и миссионерской деятельности.

– Проанализирован постсоветский период развития российского баптизма. Сегодня в нём всё более рельефно проявляется общемировая тенденция сближения позиций модернизма и фундаментализма на базе неоевангелизма. Последний представляет собой умеренный вариант современного протестантского фундаментализма, он во многом отличается от прежнего радикального подхода. В неоевангелизме явно прослеживаются экуменические устремления, он перенимает многие черты модернизма, но сохраняет базовые догматические положения фундаментализма. Данное явление в России приобретает сегодня местную специфику (влияние православного окружения, относительная патриотичность, поиск культурно-исторических параллелей между современным российским протестантизмом и русской духовной традицией). Можно признать, что в нашей стране сейчас формируется российский вариант неоевангелизма.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что исследование позволяет представить зарождение и эволюцию российского баптизма в социокультурном аспекте с момента его появления в нашей стране до современной ситуации включительно с учётом местной специфики на примере Волго-Вятского региона. Достигнуто понимание процесса секуляризации российского баптизма в советский период, в современной обстановке постсоветского времени выявлены явные тенденции модернистской и фундаменталистской направленности, их сближение на базе умеренного варианта протестантского фундаментализма – неоевангелизма.

Результаты исследования могут быть использованы для лучшего постижения особенностей эволюции протестантизма в целом на российской почве среди коренного населения страны. Диссертационное исследование может стать основой для подготовки методического пособия по религиоведению, что позволит повысить уровень его преподавания в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Идеи диссертации могут быть использованы непосредственно при ведении общих курсов по религиоведению и спецкурсов или факультативов по теме «Происхождение и эволюция российского баптизма». Поскольку исследование имеет междисциплинарный характер и вводит в научный оборот немало новых источников, оно может представлять научно-практический интерес для историков, социологов, политологов.

Апробация результатов исследования. Диссертационное исследование обсуждалось на заседании кафедры философии религии и религиоведения Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и рекомендовано к защите. Основные результаты исследования автора отражены в монографии, в статьях в научных журналах, в ряде научных сборников. Материалы исследования использованы при подготовке и издании восьми учебно-методических пособий по религиоведению. Основное содержание диссертационного исследования нашло отражение в 42 публикациях общим объемом 45,88 печатных листов.

Главные идеи диссертации обсуждались на 15 научных конференциях: «Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера» (Киров, 1996), «Из истории вятских спецслужб и полиции» (Киров, 1997), «Власть и общество: история и современность» (Киров, 1998), «Тоталитаризм в России (СССР) 1917–1991 гг.: оппозиция и репрессии» (Пермь, 1998), «Европейский Север в культурно-историческом процессе» (Киров, 1999), «Владимир Соловьев и современность» (Киров, 2000), «2000-летие христианства: актуализация проблем русской философии и культуры» (Киров, 2001), «Проблемы русской философии на фоне информационной глобализации» (Киров, 2002), «"Конец мировой истории" и современное состояние общественного сознания» (Казань, 2002), «Становление сознания специалиста: междисциплинарный диалог» (Киров, 2003), «Синтез в русской и мировой художественной культуре» (Москва, 2003), «Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук» (Киров, 2005), «Философия и будущее цивилизации», IV Российский философский конгресс (Москва, 2005), «Религия в российском пространстве: исторический, политический и социокультурный аспекты» (Иркутск, 2007), «Семья и семейные отношения: современное состояние и тенденции развития» (Нижний Новгород, 2007).

Материалы диссертационного исследования неоднократно использовались при ведении курсов «Философия религии», «Религиоведение» у студентов Вятского государственного гуманитарного университета.

Положения, выносимые на защиту:

– Российский баптизм имел отечественные культурно-исторические предпосылки и вобрал в себя местные традиции народной религии и православного окружения. Социально-экономические условия для широкого распространения новой веры сложились в ходе земельной реформы 1861 года, в процессе развития товарно-денежных отношений в аграрной сфере страны. Сочетание культурно-исторических предпосылок и социально-экономических условий, сложившихся во второй половине XIX века, в итоге дало жизнь российскому баптизму.

– В Волго-Вятском регионе социальной почвой для баптизма стали старообрядцы-беспоповцы и немоляки. Последние сыграли в регионе своеобразную роль южнорусского штундизма в плане зарождения первых баптистских общин. Немоляйство Волго-Вятского региона и южнорусский штундизм роднит многое: временные рамки возникновения, социально-экономические условия, отсюда следует, что эти явления весьма схожие. Первые представители евангельско-баптистского движения на территории Волго-Вятского региона отмечены во второй половине 60 х годов XIX века, первые евангельские христиане появились в 1870-х годах, а первая баптистская община организовалась в начале 90-х годов XIX века. Первая в регионе община евангельских христиан, подавшая прошение властям в ноябре 1914 года, получила официальное разрешение на свою деятельность в феврале 1915 года.

– В российском баптизме в ходе его адаптации к новой социокультурной среде проявились существенные отличия от его западного варианта. В нём утвердилось единство веры и морали (Бог есть любовь). Данное положение существенно усилило традиционный нравственный ригоризм среди российских баптистов. Кальвинистская составляющая западного баптизма в России не получила развития, российские баптисты не связывали индивидуальное спасение с материальным успехом в обществе. В России приоритетное значение приобрела арминианская традиция, которая экономическую сторону жизни верующего как раз выводила за рамки религиозного мировоззрения. Российским баптистам в отличие от их западных единоверцев присущи общинный тип мышления, коллективизм, чувственные религиозные переживания.

– Процесс секуляризации в российском баптизме приобрел свои характерные черты. Влияние тенденций баптистского модернизма и фундаментализма в России всегда выглядело слабым. Процесс секуляризации в баптизме в сравнении с православной средой шел и идет относительно медленнее, что связано в первую очередь с нравственным ригоризмом, который постоянно проповедуется в баптистском окружении. Если среди православных есть немало верующих с низкой религиозной активностью, то среди баптистов таковых практически нет. Данная особенность объясняется строгим членством в баптистских общинах и постоянным контролем за рядовыми верующими со стороны руководства. В итоге евангельских христиан-баптистов можно условно разделить на две типологические группы: верующие с высокой и средней религиозной активностью.

– Российские баптисты при аполитичности и социальной инертности в прошлом всегда проявляли уважение к государственной власти и закону. Сегодня Российский союз ЕХБ является устоявшимся религиозным объединением, он открыт для всестороннего сотрудничества с государством, с другими религиозными организациями. Проводится широкая социальная и благотворительная работа среди различных слоев населения. Данная деятельность направлена прежде всего на людей, попавших в трудные жизненные ситуации.

– В современном российском протестантизме наблюдаются интеграционные межконфессиональные процессы: от первоначальной, довольно жесткой конкуренции, к межконфессиональному сотрудничеству сегодня. Данная тенденция особенно заметна среди общин, образовавшихся в постсоветское время. Баптистские организации подобного типа активно идут на сотрудничество с другими протестантскими объединениями в первую очередь в сфере благотворительной, социальной и реабилитационной деятельности.

– В российском баптизме сегодня всё интенсивнее идет сближение позиций модернизма и фундаментализма на базе неоевангелизма. Последний, представляющий умеренный вариант современного протестантского фундаментализма, он во многом отличается от прежнего радикального подхода, который утверждал явную замкнутость верующих в своем мире. В неоевангелизме заметно прослеживаются экуменические устремления, он перенимает многие черты модернизма, но сохраняет базовые догматические положения фундаментализма, причем акцент в вероучении всегда делается на общехристианских положениях, не вызывающих межконфессиональных споров.

– В России неоевангелизм приобретает сегодня местную специфику. На него заметное влияние оказывает православное окружение, активно идет поиск культурно-исторических параллелей между современным российским протестантизмом и русской духовной традицией. Российским баптистам присущ явный патриотизм, уважение к государственной власти. Можно признать, что в нашей стране сейчас формируется российский вариант неоевангелизма. В связи с этим не исключается в будущем и организационное сближение баптистских структур с другими протестантскими объединениями.

Структура и объем диссертации. Диссертация включает в себя введение, четыре главы, состоящие в общей сложности из 15 параграфов, заключение и библиографический список. Общий объем диссертации составляет 337 страниц, в том числе 302 страниц основного текста и 35 страниц библиографического списка, включающего 446 наименований.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Происхождение и эволюция российского баптизма (на материалах Волго-Вятского региона) iconВолго-вятское
С34 Девочка на качелях: Повесть и рассказы. — Горький: Волго-Вятское кн изд-во, 1988.— 173 с
Происхождение и эволюция российского баптизма (на материалах Волго-Вятского региона) iconLinda Palmer "Evolutionary Psychology. The Ultimate Origins of Human Behavior"
Основными темами книги являются: происхождение человека; эволюция человеческого мозга, сознания и языка; брачное, сексуальное, социальное...
Происхождение и эволюция российского баптизма (на материалах Волго-Вятского региона) iconI. Теоретическая часть: pr региона
Иркутской области, направленная на формирование положительного имиджа региона для привлечения инвестиций
Происхождение и эволюция российского баптизма (на материалах Волго-Вятского региона) iconПроисхождение страданий
Три следующих доклада: сегодняшний "Происхождение страданий", затем "Происхождение зла" и "Как понимать болезнь и смерть" связаны...
Происхождение и эволюция российского баптизма (на материалах Волго-Вятского региона) iconРеферат на тему :“происхождение и эволюция первобытного искусства”
Наука непрестанно продвигается вперед, перечеркивая самое себя. Плодотворные вымарки… Наука – лестница. Поэзия – взмах крыльев. По...
Происхождение и эволюция российского баптизма (на материалах Волго-Вятского региона) iconРеконструкция эволюции белков семейства танкираз
Показано, что танкираза 2 хордовых ближе к предшественникам, чем танкираза Гомологи Dictiostelum и Caenorhabditis сильно отличаются...
Происхождение и эволюция российского баптизма (на материалах Волго-Вятского региона) iconЖ. И. Резникова экология, этология, эволюция
Экология, этология, эволюция часть Структура, сообществ и коммуникация животных. Новосибирск, 1997. 92с., 23ил
Происхождение и эволюция российского баптизма (на материалах Волго-Вятского региона) iconПалеолит Арало-Каспийского региона
Охватывает три крупных геоморфологических региона: Прикаспийскую низменность, Туранскую плиту, складчатые области Южного Урала и...
Происхождение и эволюция российского баптизма (на материалах Волго-Вятского региона) iconДоклад о положении детей в Омской области в 2011 году
Ритм социально-экономической жизни нашего региона заставляет находить оптимальные и эффективные решения, совершать ответственные...
Происхождение и эволюция российского баптизма (на материалах Волго-Вятского региона) iconМедицина Киевской Руси IX-XI веков девиз «Русь» 2010 г. Содержание Введение
Киевская Русь. Со времен идей Герарда-Фридриха Миллера прошло почти триста лет. Его теория «Происхождение народа и имени российского»...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница