Экспериментальная космическая биология для школьников: будущее становится реальным

НазваниеЭкспериментальная космическая биология для школьников: будущее становится реальным
Дата конвертации21.05.2013
Размер158,76 Kb.
ТипДокументы
Экспериментальная космическая биология для школьников:

будущее становится реальным


А.В. Колосков, к. п. н., магистр экологии и природопользования, учитель биологии и экологии лицея №1525 «Воробьёвы горы», заведующий кабинетом Центра экологического образования Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества


С детства я мечтал о космосе, хотел изучать астрономию. Но интерес к живой природе, к биологии пересилил, и я стал учителем биологии. Но ещё лет пять назад я и представить себе не мог, что эти два детских увлечения могут слиться воедино и стать предметом моей профессиональной деятельности. Но обо всём по порядку.

Я работаю в Центре экологического образования Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества на Воробьёвых горах, на базе которого функционируют биолого-химические классы лицея №1525. И этот эффективный тандем двух образовательных учреждений успешно интегрировался в программу «Эксперимент в космосе», которая представляет собой современную форму сотрудничества учащихся, учителей и учёных в такой кажущейся многим недосягаемой области, как исследовательская работа по изучению и освоению космического пространства. И если для лицея это было достаточно инновационным событием, то для Центра и Дворца – возвращение к предшествующему опыту.

Дело в том, что ещё в 1985 году четверо московских школьников (Андрей Морозов, Сергей Комаров, Андрей Летаров и Татьяна Ежова), учащихся отдела биологии и натуралистической работы (сейчас Центр экологического образования МГДД(Ю)Т), под руководством зав. отделом Тинатин Давидовны Эгнаташвили приняли участие в Международном конкурсе экспериментальных проектов школьников Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии, США и Франции. И победили. Они разработали серию биологических экспериментов (по регенерации планарий, и по биологии молочнокислого стрептококка), которые были осуществлены в рамках международного проекта на борту орбитального биоспутника «Космос-1987». А теперь они – известные учёные. После этого в космических экспериментах российских школьников был продолжительный перерыв.

И вот в 2004 году по инициативе тогдашнего заведующего отделом астрономии и космонавтики МГДД(Ю)Т, бывшего декана физико-математических классов лицея №1525 «Воробьёвы горы» Бориса Григорьевича Пшеничнера была возобновлена работа по разработке учащимися экспериментов для реализации на космических аппаратах. Для этого он разработал Московскую открытую научно-образовательную программу «Эксперимент в космосе», которая охватила Дворец, лицей, МГУ и целый ряд учреждений, непосредственно связанных с космонавтикой. Одно из направлений этой программы носит название «Наука о жизни», и работа над ним была поручена нашему Центру экологического образования. А заведующая Центром Эгнаташвили Т.Д. назначила меня куратором этого направления. Так мне довелось вновь окунуться в своё подростковое увлечение.

Программа «Эксперимент в космосе» открыла грандиозные перспективы для российских школьников. И, честно говоря, я поначалу не совсем понимал, как к ней подступиться. Но со временем всё встало на свои места. Сначала были совещания и консультации педагогов Дворца, лицея и других школ со специалистами из Института медико-биологических проблем РАН и Ракетно-космической корпорацией «Энергия» им. С.П. Королёва. Одно из таких совещаний прошло в режиме телеконференции с участием американской стороны, представленной сотрудниками Космического центра имени Дж. Кеннеди (НАСА).

Затем учёные пришли на встречи с детьми – учащимися лицея и Центра, на которых они рассказывали о различных космобиологических экспериментах, которые проводились ранее на станции «Мир», на Международной космической станции и на биоспутниках. Кроме того, учёные постарались обозначить возможные направления работы школьников в этой области. Со временем выявились те из них, которые действительно были восприняты и взяты на вооружение учащимися и педагогами.

То, что мне довелось узнать на таких консультациях, совещаниях и встречах, требовало широкой трансляции. Ведь программа «Эксперимент в космосе» имела статус московской, а по широте планов скорее соответствовала всероссийскому уровню. Поэтому потребовалось выступать на совещании учителей биологии, химии и географии, проходившем в Окружном учебно-методическом центре СВАО, на августовской конференции в Московском институте открытого образования и на других подобных мероприятиях.

И всё же решение педагогической задачи привлечения школьников к разработке их исследовательских проектов для реализации в космосе продолжала представляться весьма непростой – ведь это дело настоящих учёных, хорошо знакомых со спецификой экспериментальной работы в космосе, с особенностями космического оборудования и порядком его утверждения на всех инстанциях, а также с уже проведёнными на орбите экспериментами. Возможно ли, чтобы дети смогли справиться с таким сложным делом? Возникшие вопросы и сложности побудили искать дополнительные возможности, если не в качестве альтернативного варианта, то как параллельное направление работы. И вот, в ходе одной из консультаций с сотрудниками лаборатории биологических систем жизнеобеспечения человека Институте медико-биологических проблем Владимиром Николаевичем Сычёвым, Маргаритой Александровной Левинских и Игорем Григорьевичем Подольским, была найдена такая дополнительная возможность. Помимо продолжения работы учащихся над проектами собственных космических экспериментов было предложено подключить их к уже реализуемым орбитальным исследованиям. Это позволило бы учащимся ближе познакомиться со спецификой такой работы, и, таким образом, помогло бы им в разработке их собственных проектов. Кроме того, учащимся не нужно было бы ждать реализации их проекта многие месяцы (или даже годы), которые требуются для прохождения всех подготовительных рубежей (формулирование идеи, анализ её реализуемости, разработка или подбор оборудования и методики, прохождение всех инстанций для утверждения, постановка в план будущих полётов, предполётная подготовка) – они могли бы уже скоро начать работу в связи с космическими экспериментами. Также это позволило бы охватить больше учащихся – ведь не так уж много школьников берутся за изобретение своего космического эксперимента, но многие хотели бы хоть как-то поучаствовать в научной работе, связанной с космосом.

Интересно, что в США такая работа ведётся полным ходом. На телевидении есть популярный канал для детей и подростков, посвящённый астрономии и космонавтике, и рассказывающий о космических экспериментах. Многие школы имеют возможность участвовать в опытах, так или иначе связанных с космосом – например, школьники могут выращивать побывавшие в космосе семена пшеницы, салата и томата, и сравнивать выращенные «космические» растения с аналогичными, полученными из самых обычных земных семян. А некоторые американские школьники разрабатывают проекты космических экспериментов, самые интересные из которых реализуются на орбите.

Но теперь и для российских школьников открылись новые перспективы. И знаменательной вехой в этом отношении был…


Международный образовательный космический эксперимент

«MicroLada»

Человечество уже давно мечтает о полёте на Марс. Некоторые учёные даже называют оптимистическую дату этого исторического события – 2017 год, другие - 2040. Так или иначе, сейчас ведутся исследования, результаты которых лягут в основу этого грандиозного космического проекта.

Однако до сих пор остаются нерешёнными многие вопросы. В частности, как обеспечить экипаж марсианской экспедиции пищей и кислородом на более чем два года? Ведь такую массу очень трудно и накладно взять с собой в космическую экспедицию. Учёные рассматривают самые разные варианты, в том числе изучают возможности решения данной проблемы с помощью растений (чтобы они хотя бы отчасти обеспечивали космонавтов пищей и кислородом). Для этого разрабатываются и реализуются на орбите многие космические эксперименты. И один из них – это эксперимент «MicroLada».

Данный эксперимент преследует цель выяснить особенности развития растений в условиях космической оранжереи по сравнению с земными показателями этого процесса. Но помимо этой научной цели есть ещё и образовательная цель – привлечь школьников к исследовательской работе в области космической биологии для расширения их научного кругозора и профессиональной ориентации в этой сфере.

На российском сегменте Международной космической станции уже не первый год функционирует корневой модуль (или микрооранжерея) «Lada». Это довольно сложная установка, сочетающая в себе множество составляющих. Главная из них – камера для выращивания растений. В нижней её части размещены складки из ткани, по которым проходит раствор удобрений. В эти складки высаживаются семена, из которых вырастают побеги растений. В оранжерее круглосуточно работает освещение, датчики фиксируют динамику целого ряда показателей среды обитания (температура, влажность, давление и др.). Всё это управляется компьютером. А для школьников был разработан упрощённый аналог – микрооранжерея «MicroLada». Она была сконструирована так, чтобы учащиеся сами (без компьютера) могли бы регулировать полив, фиксировать температуру и влажность, записывать данные в дневник наблюдений.

В качестве объекта исследования в этом эксперименте был взят горох усатый (генетически маркированная карликовая линия 131 Pisum sativum) из коллекции кафедры генетики и селекции Биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Высота его растений достигает 25-30 см, листовая пластинка трансформирована в разветвленные усики, окраска лепестков - розово-лиловая, окраска бобов - зеленая.

Эксперимент проходил в несколько этапов, поскольку для получения статистически достоверных данных требуется несколько повторностей. Начало первого этапа эксперимента «MicroLada» состоялось 10 января 2006 года, в 17.15 по московскому времени - одновременно с космонавтом Международной космической станции Валерием Ивановичем Токаревым учащиеся осуществили посадку семян (школьники - в грунт оранжереи «MicroLada», космонавт – в субстрат прототипа - корневого модуля «Лада» российского сегмента Международной космической станции). Завершился первый этап эксперимента в мае 2006 года.

Второй этап начался ровно через год после начала первого - 10 января 2007 года, в 16.00 учащиеся осуществили посадку семян в грунт оранжереи «MicroLada». Однако, из-за технических неполадок в системе полива корневого модуля «Лада» на Международной космической станции подача раствора удобрений к семенам началась только 19 января. Поэтому при дальнейшей работе приходилось учитывать эту девятидневную разницу в сроках посадки. На этот раз школьники, участвовавшие в эксперименте, сотрудничали с космонавтом Михаилом Владиславовичем Тюриным. Завершение второго этапа эксперимента также состоялось в мае. Третий этап проходил в рамках «космического партнёрства» с космонавтом Юрием Ивановичем Маленченко, но его начало состоялось 22 января, в 12.30. Запуск «МикроЛады-2008» проходил в присутствии журналистов телеканала Юго-Западного округа и газеты «Пионерская правда». В результате в эфир вышла программа об эксперименте, а в печать – две статьи о нём. Те ребята, которые уже не первый год участвуют в эксперименте, с удовольствием давали интервью журналистам.

Эксперимент имеет статус международного, поскольку помимо московских учащихся в нём принимают участие школьники из девяти школ четырёх штатов США (а в 2007 году к – и Японии). Все они параллельно с космонавтами, работающими на Международной космической станции, в своих «МикроЛадах» выращивали урожай гороха усатого. Результат эксперимента дал представление о том, чем отличается развитие растений в земных и «космических» условиях. В течение двух месяцев эксперимента школьники и космонавт обменивались своими наблюдениями и фотографиями: как растения прорастали, вытягивались, цвели и плодоносили.

13 марта 2006 года участники эксперимента получили возможность принять участие в сеансе прямой связи (телемосте) со своим космическим коллегой – космонавтом В.И. Токаревым. Всё это происходило в Центре управления полётами (г. Королёв). Кроме московских участников приехала группа школьников из Санкт-Петербурга. Они задавали самые разные вопросы о ходе эксперимента, об особенностях работы космонавта, и с интересом выслушивали его ответы. Всем очень понравился этот «разговор с космосом», тем более что ребята своими глазами смогли увидеть ЦУП – место, откуда ведётся слежение за космическими аппаратами, и откуда телеканалы транслируют «космические новости».

Выращенные в ходе эксперимента растения были высушены, доставлены в ИМБП, где под руководством сотрудников института учащиеся провели серию морфометрических измерений. Эти данные используются сотрудниками ИМБП в качестве контрольных для сравнения с экспериментальными данными, полученными на МКС.

Эксперимент «MicroLada» имеет весьма позитивный педагогический эффект. Занятые в нём учащиеся уже не считают космос чем-то далёким от их жизни. Они стали более любознательными, начали интересоваться новостями астрономии и космонавтики. Некоторые из них всерьёз задумываются о том, чтобы связать свою будущую профессию с космической биологией. Ведь деятельное участие в настоящем эксперименте под руководством специалистов из ведущих научных центров позволило им попробовать свои силы в исследовательской деятельности в столь перспективной области. А ежедневное снятие показаний датчиков, проведение наблюдений, заполнение дневника исследователя и забота об экспериментальной установке и содержащихся в ней растениях помогли им воочию убедиться в том, что научная работа достаточно рутинна и требует терпения, аккуратности и пунктуальности. Это помогает школьникам точнее сориентироваться в профессиональном смысле, избежав разочарований из-за неоправдавшихся ожиданий при выборе неподходящей для них профессии.

Всё это вызывает неподдельный интерес учителей и педагогов дополнительного образования, директоров и завучей образовательных учреждений. Материалы эксперимента были широко представлены на разного рода конференциях, семинарах, мастер-классах и в СМИ – и они неизменно вызывали одобрение. Поэтому хотелось бы надеяться на то, что в следующем году состоится очередной этап столь ценного эксперимента. А с тем, что уже наработано в ходе трёх этапов эксперимента, можно познакомиться на специализированной Интернет-странице (moseco.narod.ru/microlada.html).

Однако работа учащихся по заданию учёных – это лишь часть возможной учебно-исследовательской деятельности, которая доступна сегодня школьникам в области космической биологии. Учащиеся могут разрабатывать свои собственные проекты и представлять их учёным для оценки актуальности, научности и реализуемости на орбите. Для этого существует ежегодно проводящаяся в два тура…

Московская открытая научно-практическая конференция учащихся

«Эксперимент в космосе»

Вот уже третий год учащиеся из разных школ и лицеев Москвы и других регионов России приезжают во Дворец детского творчества на Воробьёвых горах защищать свои проекты на этой конференции. Некоторые проекты разрабатываются самостоятельно, на местах, силами школьников и помогающих им учителей. Но они, как правило, не учитывают многие нюансы, специфику космического полёта. Например, мало кто задумывается о том, что доставка груза на орбиту и возвращение его на Землю очень дороги – каждый грамм на счету, и поэтому необходимо уменьшать размеры и массу экспериментальных установок. И что лучше вместо возвращения их на Землю продумать другие варианты: предусматривать возможность возврата лишь небольшого образца или вообще – только цифровых фотографий или видеофрагментов, которые можно передать радиосигналом. Кроме того, многие проекты не имеют чётко продуманной научной цели, а составляются по принципу «запустить что-то в космос, и посмотреть, что будет». Или же эксперимент требует от космонавта много времени для его реализации – но ведь программа каждого участника полёта рассчитывается по минутам, и чем меньше эксперимент отнимает у космонавта времени – тем лучше.

Авторы других проектов, и их руководители, поступили более дальновидно – они обратились к организаторам конференции, и те, в свою очередь, оказали им консультационную помощь, либо связали напрямую с учёными, специализирующимися в области приложения проекта. И тогда в ходе дальнейшей разработки проектов многие важные аспекты были учтены. Причём как по самой сути проекта, так и по его оформлению, представлению на защите. Как правило, именно такие проекты обращают на себя внимание членов жюри, хотя не игнорируются и недостаточно проработанные, но интересные идеи.


Все три года проведения конференции большой популярностью пользовалась секция «Наука о жизни», посвящённая космической биологии, медицине и психологии. Мне, как ведущему этой секции, довелось познакомиться с самыми разными проектами, увидеть реакцию на них жюри. А предлагались проекты экспериментов и с орбитальной соляной комнатой, и с муравьями-космонавтами, и с психологическими и медицинскими опытами, и даже с реалити-шоу. Но жюри очень серьёзно оценивает выступления, ведь оно всегда очень представительное. В него входят и космонавты-исследователи, и учёные, и конструкторы и другие специалисты из разных учреждений, связанных с космонавтикой. Они тщательно оценивают предлагаемые учащимися идеи экспериментов по таким критериям, как оригинальность, научность, реализуемость, проработанность. Учитываются также наглядность доклада, уровень знаний учащихся по теме работы, логичность и обоснованность выступления, готовность и способность защищать проект, убедительно отвечая на заданные вопросы.


Несмотря на довольно младенческий возраст, конференция принесла конкретные результаты. Лучшие проекты в настоящее время готовятся к реализации на орбите, а некоторые – уже реализованы! В сентябре 2007 года на биоспутнике «Фотон-М» №3 под руководством заместителя директора ИМБП Е.А. Ильина и космонавта С.Н. Рязанского были осуществлены эксперименты школьников и студентов: «Арахис» (гимназия №1526, науч. рук. Дроздова Р.А.), «Тутовый шелкопряд» (ЦО №1682, науч. рук. Ширяева М.Ю.), «Космическая бабочка» (лицей №1525, ГДО «Увлекательная энтомология» ЦЭО МГДД(Ю)Т, науч. рук. Колосков А.В.), «Биоритмика растений» (школа №520 и школа им. А.Н. Колмогорова) и «Адаптация» (II курс Воронежской Государственной Медицинской Академии им. Н.Н. Бурденко). Первые три из них были отобраны в ходе конференции «Эксперимент в космосе».

Остановимся подробнее на одном из этих экспериментов.


Орбитальный эксперимент

«Космическая бабочка»

Проект этого эксперимента был разработан в 2005 году в группе дополнительного образования (так теперь называются кружки) «Увлекательная энтомология» (рук. А.В. Колосков), которая работает в Центре экологического образования Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества с 1999 года. В рамках Московской открытой научно-образовательной программы «Эксперимент в космосе» этот коллективный проект был рассмотрен специалистами и успешно прошёл оба тура конкурса исследовательских проектов школьников. После этого проект был официально утверждён для реализации на биоспутнике «ФОТОН-М» №3, который был запущен на ракете «Союз» с космодрома Байконур (Казахстан) 14 сентября 2007 года и провёл на орбите 12 суток.

В чём же суть эксперимента? Общеизвестно, что взрослые бабочки вылупляются из куколок, в которых предварительно происходят очень сложные биологические процессы (метаморфоз). При этом из ползающей червеобразной личинки формируется очаровательное летающее насекомое. Для этого необходимо, помимо всего прочего, чтобы грызущий ротовой аппарат и толстые короткие ножки гусеницы рассосались, а на их месте сформировались сосущий хоботок и тонкие вытянутые лапки бабочки. А как на эти процессы повлияют экстремальные гравитационные явления космического полёта (перегрузки и невесомость)? Учащиеся сформулировали цель своего эксперимента так: исследовать воздействие невесомости, перегрузок и других условий космического полёта на процесс развития бабочки в стадии куколки, и на жизнеспособность сформировавшегося имаго (взрослой бабочки). Ребята предположили, что если эксперимент пройдёт успешно, и насекомые стойко перенесут такие испытания, то уже на Земле из куколок вылупятся бабочки, которых уже от «рождения» можно будет называть космонавтами!

И тогда перед проектом «Космическая бабочка» откроются большие перспективы: на следующем этапе эксперимента можно будет отправить на Международную космическую станцию куколки выносливых видов бабочек, пронаблюдать вылупление имаго, расправление его крыльев и полёт. Ведь очень интересно, как в условиях невесомости будут протекать эти непростые процессы, сможет ли бабочка летать и питаться в условиях, где нет ни верха, ни низа. А при дальнейшем развитии проекта возможно изучение протекания всего жизненного цикла бабочек в условиях космического полёта.

В эксперименте использовались куколки трёх видов чешуекрылых:

  1. Крапивница (Aglais urticae), личинки которых собраны группой «Увлекательная энтомология» в Подмиосковье

  2. Средний винный бражник (Deilephila elpenor), его куколки были найдены под Нижним Новгородом, и затем были любезно предоставлены Московским домом бабочек «Butterfly» при личном содействии PR-директора Андрея Кулешова.

  3. Североамериканская павлиноглазка Automeris io, куколки которой любезно предоставил белорусский энтомолог-любитель Роман Ненашев, занимающийся разведением этих красивых бабочек в домашних условиях.


Таким образом, эксперимент школьников стал не только региональным, но и международным.

В эксперименте использованы три вида бабочек, т.к. во-первых, неизвестно, какие виды могли оказаться достаточно устойчивыми к экстремальным условиям космического полёта, а какие – нет (поэтому не 1 вид, а несколько), а во-вторых, объём экспериментального контейнера ограничен (поэтому не более чем 3 вида).

Куколки этих трёх видов бабочек были разделены на две равные группы: «земную» и «космическую». «Космическая» группа куколок побывала на орбите, «земная» («контрольная») оставалась на Земле. После возвращения куколок-«космонавтов» на Землю обе группы были помещены в специально подготовленный для этого эксперимента инсектарий, разделённый перегородкой на два отсека: «земные» - в левый, «космические» - в правый. И тогда обучающиеся в группе дополнительного образования «Увлекательная энтомология», а учащиеся биолого-химических классов лицея №1525 получили возможность проводить наблюдения за вылуплением и дальнейшим поведением бабочек обоих групп.

Главным результатом эксперимента было то, что удалось получить самых настоящих космических бабочек-павлиноглазок. Правда, они в основном вылуплялись позднее земных. Другим интересным результатом было то, что, хотя учащиеся отправляли на орбиту три вида насекомых, из космоса вернулось четыре! Оказалось, что одна из куколок крапивниц была заражена личинкой паразитической мухи тахины. Таким образом, эта личинка пробралась в космос «зайцем». В ходе космического этапа эксперимента личинка выбралась из заражённой куколки крапивницы, образовала свой собственный пупарий (ложнококон), прошла метаморфоз и сформировалась во взрослую муху (имаго). Однако, выбравшись из пупария, тахина начала активно искать выход, стала лазить по контейнеру и запуталась в синтетических прокладках, которые служили прослойками между куколками. Поэтому она не смогла расправить крылья и погибла. На Землю она вернулась в причудливой форме. Подобным образом и одна из земных крапивниц оказалась заражённой подобным паразитом. И учащиеся смогли сравнить, каким бы вывелся паразит, не будь он стеснён условиями маленького космического контейнера.

Более подробная информация об эксперименте «Космическая бабочка» представлена на специализированной странице (moseco.narod.ru/space-butterfly.html)

Ответственным за этот эксперимент был Олег Фролов, учащийся 8 биолого-химического класса лицея №1525 «Воробьёвы горы», обучающийся также в группе дополнительного образования «Увлекательная энтомология» ЦЭО МГДД(Ю)Т. На его плечи легла основная часть мероприятий по подготовке и проведению эксперимента. Он готовил куколки к полёту на спутнике, размещая их в специальный контейнер для космобиологических экспериментов. Ему пришлось подготавливать инсектарий к приёму «жильцов» и проводить регулярные наблюдения за ними. Олегу понадобилось дать несколько интервью журналистам различных газет и телевизионных каналов, в том числе РТР, ТВЦ, Russia Today. О результатах эксперимента он рассказывал на городских конференциях «Мы и биосфера», «Космический патруль», а также он представлял их на экспозиции ВВЦ. И, наконец, в августе 2008 года он был делегирован на Международную выставку проектов школьников в город Лима (Перу).

В этом году Олег защитил проект другого космического эксперимента – «Небесный цветок». На этот раз в космос предполагается отправить семена некоторых растений – для того, чтобы выяснить, какие из них могут благополучно пережить условия космического полёта и стать подходящим посадочным материалом для космических оранжерей на Международной космической стации и на корабле, в котором отправится первая экспедиция на Марс. Кстати, этот проект в модифицированной форме предложен для включения в научную программу эксперимента «Марс-500», имитирующего в земных условиях длительную изоляцию, которую потребуется пережить членам марсианского экипажа.

Всё это служит наглядной иллюстрацией того, как то, что раньше казалось неосуществимыми мечтами – полёты в космос, орбитальные эксперименты – становится близким и реальным для современных школьников. Сейчас у каждого из них есть уникальная возможность участвовать в настоящих космических экспериментах, сотрудничать с ведущими учёными и космонавтами в деле изучения и освоения космического пространства.

«Земля – колыбель человечества. Но нельзя вечно жить в колыбели» - писал основоположник космонавтики и ракетной техники Константин Эдуардович Циолковский. И нынешнее поколение школьников имеет шанс «сделать» первые шаги из колыбели. Первые шаги к желаемому столь многими космическому будущему.

Похожие:

Экспериментальная космическая биология для школьников: будущее становится реальным iconИтоги участия команд школьников Краснодарского края в 16-ой Российской молодежной научной и инженерной выставке «Шаг в будущее» ив 19-ой Всероссийской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» №
Итоги участия команд школьников Краснодарского края в 16-ой Российской молодежной научной и инженерной выставке «Шаг в будущее» и...
Экспериментальная космическая биология для школьников: будущее становится реальным iconViii городская научно-практическая конференция молодых исследователей научно-социальной программы «Шаг в будущее»
Не правильное питание сказывается не только на здоровье, но и на обучении школьников. Можно ли мы чем–нибудь помочь? Как – то предотвратить...
Экспериментальная космическая биология для школьников: будущее становится реальным iconОмск, 2005 1 экология медиакультуры на уроках литературы экспериментальная
Хилько Н. Ф., Суркова М. П. Экология медиакультуры на уроках литературы: Экспериментальная программа. Омск: Сибирск филиал Рос ин-та...
Экспериментальная космическая биология для школьников: будущее становится реальным icon«биология»
Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин по специальности «биология»
Экспериментальная космическая биология для школьников: будущее становится реальным icon«биология»
Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин по специальности «биология»
Экспериментальная космическая биология для школьников: будущее становится реальным icon«Экологические группы птиц»
...
Экспериментальная космическая биология для школьников: будущее становится реальным icon«Построй свое будущее»
Диплом 3 ст на Заочной дистанционной олимпиады по математике «Построй свое будущее» (мифи, 2009)
Экспериментальная космическая биология для школьников: будущее становится реальным iconРабочая программа по курсу «Биология» Класс 7
Константинов В. М., Бабенко В. Г., Кучменко В. С. Биология. Животные. 7 класс. – М.: Вентана-Граф, 2008 г
Экспериментальная космическая биология для школьников: будущее становится реальным iconБиология наука о живой природе
Биология устанавливает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах (обмен веществ, размножение,...
Экспериментальная космическая биология для школьников: будущее становится реальным iconГ. А. Розман Д. ф м. н.,проф. Пгпи
Научные школьные общества работают уже не один десяток лет. Их благотворное влияние как на учебный процесс, так и на дальнейшую судьбу...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница