Основная образовательная программа начального общего образования

НазваниеОсновная образовательная программа начального общего образования
страница1/17
Дата конвертации21.05.2013
Размер2,05 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО

Директор МОУ НШДС с. Наканно Заведующая МОО администрации

______________Карпова Н. М. МО «Катангский район»

__________________Федотова Н. Я.

 


 

Основная образовательная программа
начального общего образования
муниципального образовательного учреждения
для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальной школы – детского сада с. Наканно

на 2011-2015 учебный год


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Наканно
2011 г


Содержание

I. Пояснительная записка стр 3

1. Нормативно-правовая база основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП НОО).

2. Адресность ООП НОО.

3. Условия реализации программы.

II. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО. стр. 11

III. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. стр. 14

IV. Учебный план НОО МОУ НШДС с. Наканно на 2011 – 2012 учебный год 1 класс

стр.37

V. Программа формирования универсальных учебных действий. стр. 41

1. Описание ценностных ориентиров на начальной ступени образования.

2. Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

3. Формирование универсальных учебных действий средствами УМК «Школа России».

4. Информационно коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий.

5. Типовые задания в УМК «Школа России», способствующие формированию универсальных учебных действий.

6. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий.

7. Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования.

VI. Программы отдельных учебных предметов и курсов. стр. 69

  1. Состав системы учебников «Школа России».

  2. Ведущие целевые установки система учебников «Школа России».

  3. Особенности методического обеспечения системы учебников «Школа России».

  4. Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования.

    1. Русский язык

    2. Литературное чтение

    3. Математика

    4. Окружающий мир

    5. Искусство

      1. Изобразительное искусство.

      2. Музыка

      3. Технология

    6. Физическая культура

VII. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. стр. 95

  1. Создание здоровьесберегающей среды.

  2. Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе.

  3. Организация культурно – оздоровительной работы.

  4. Работа с родителями (законными представителями) по программе «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни»

VIII. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО. стр. 101

  1. Введение

  2. Оценка личностных результатов.

  3. Оценка метапредметных результатов.

  4. Оценка предметных результатов.

  5. Создание рабочего портфолио.

  6. «Мое творчество»

  7. Формы контроля и учета достижений обучающегося.

  8. Формы представления образовательных результатов.


Пояснительная записка

 

Основная образовательная программа начального общего образования разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373).        Образовательная программа начальной ступени малокомплектной сельской школы является нормативно-управленческим документом муниципального образовательного учреждения начальной школы – детского сада с. Наканно, характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Образовательная программа представляет систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности МОУ НШДС с. Наканно. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития школы.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Целью реализации образовательной программы является:

  • обеспечение планирования результатов по достижению выпускником начальной образовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Основные направления реализации образовательной программы:

  • Достижение личностных результатов учащихся:

    • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

    • сформированность мотивации  к обучению и познанию;

    • осмысление и принятие основных базовых ценностей.

  • Достижение метапредметных результатов обучающихся:

  • Освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных)

  • Достижение предметных результатов.

  • Освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.

Государственный заказ:

Создание условий для получения учащимися качественного образования в соответствии с государственными стандартами; развитие творческой, конкурентоспособной, общественно-активной, функционально-грамотной, устойчиво развитой личности.

Социальный заказ:

·         организация учебного процесса в безопасных и комфортных условиях;

·         обеспечение качества образования, позволяющего выпускникам эффективно взаимодействовать с экономикой и обществом в соответствии с требованиями времени;

·         воспитание личности ученика, его нравственных и духовных качеств;

·         обеспечение досуговой занятости и создание условий для удовлетворения интересов и развития способностей детей;

·         воспитание ответственного отношения учащихся к своему здоровью и формирование навыков здорового образа жизни.

Заказ родителей:

·         возможность получения качественного образования в школе;

·         возможность проявления социальных инициатив;

·         возможность самореализации.

 

Задачи:

·         Создать комфортную развивающую образовательную среду, которая будет обеспечивать высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

·         Социально-педагогическая поддержка становления и развития гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

·         Сформировать у младшего школьника знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психологического здоровья.

·         Способствовать реализации развивающего потенциала обучающихся, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

·         Обеспечить систему поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становление личности.

Приоритетные направления:

·         ориентация на компетентность и творчество учителя, его творческую самостоятельность и профессиональную ответственность;

·         формирование гражданского мировоззрения через организацию проектно-исследовательской деятельности школьников;

·         совершенствование профессионального уровня педагогов в области информационных технологий;

·         сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся;

·         развитие системы непрерывного образования, воспитательного потенциала поликультурной образовательной среды.


Принципы реализации программы:

           Основными принципами реализации Программы являются:

·         предоставление равных возможностей для получения начального общего образования

·         открытость образовательного пространства

·         первостепенность интересов обучающихся

·         свобода выбора для обучающихся

 

Ожидаемые результаты:

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины

Результатом реализации Программы должна стать «модель» (образ) выпускника – совокупность качеств и умений, сформированных в результате реализации образовательной программы школы. Образ выпускника является главным целевым ориентиром в учебно-воспитательной работе с обучающимися:

·         высокий уровень образованности;

·         культура мышления;

·         готовность к самостоятельной образовательной деятельности;

·         высокий уровень развития познавательных интересов у учащихся;

·         готовность к творческой исследовательской продуктивной деятельности;

·         умение оценить явления и процессы окружающей жизни, самооценки собственных убеждений и поступков;

·         система нравственно-этических качеств;

·         готовность к самоопределению, межличностному общению с людьми независимо от их национальности и вероисповедания;

·         потребность ведения здорового образа жизни;

·         конкурентоспособность.

Учащиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования должны:

·         освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана школы на уровне достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования, т.е. овладение чтением, письмом, счётом, основными мыслительными операциями;

·         овладеть навыками учебной деятельности, сложными дидактическими умениями в соответствии со ступенью обучения, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни;

·         овладеть навыками детского творчества в различных видах деятельности.

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения ребёнка с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией – ролью школьника.

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения начальной школы – детского сада с. Наканно Катангского муниципального района Иркутской области области (далее МОУ НШДС с. Наканно) определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

 

 

1.      Нормативно-правовая база основной образовательной программы начального общего образования

 

Основная образовательная программа начального общего образования (далее – Программа) МОУ НШДС с. Наканно  и является основным нормативным документом, определяющим содержание образования на начальной ступени и разработана с учётом требований следующих нормативных документов:


Закон РФ «Об Образовании»

  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление от 29.12.2010 г. №189 зарегистрировано в Минюсте России №19993 от 03.03.2011);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009  зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009);

  • Приказ МО и Н РФ № 822 от 23.12.2009   «Об утверждении федерального  перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010-2011 год»;

  • Распоряжение Министерства образования Иркутской области от 12.08.2011г № 980-мр «О региональном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области»;

  • Письмо Министерства образования Иркутской области от 16.05.2011г № 55-37-2727/11 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений»;

  • Устав МОУ НШДС с. Наканно Катангского района Иркутской области, утверждённый Распоряжением Администрации МО «Катангский район»       № 1224-р от 19.09.2010г.

  • Положение о Совете школы

  • Положение о родительском комитете.

 

2.      Адресность основной образовательной программы начального общего образования

 

Программа адресована участникам образовательного процесса МОУ НШДС с. Наканно, к числу которых относятся:

·         Учитель начальной школы;

·         Родители обучающихся 1-4 классов;

·         Дети школьного возраста, принятые в 1 – 4 класс МОУ НШДС с. Наканно;

·         Представители общественности, являющиеся членами Совета школы.

Функции, права и обязанности участников образовательного процесса закреплены в локальных актах ОУ (Уставе школы, Положении о родительском комитете, Положении о  Совете школы).

3.      Условия реализации программы

Для реализации программы в ОУ созданы следующие условия:

материально-технические – имеется оборудованный класс;

информационные ( компьютер подключен к сети Интернет).

Учебно-методическое обеспечение ОП в соответствии с ФГОС.

Санитарно-гигиенические:условия физического воспитания соответствует гигиеническим требованиям; обеспечиваются  горячим питанием; расписание учебных занятий и учебный план, учитывающий разные формы учебной деятельности, соответствуют требованиям, предъявляемым к такого рода документам.

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ НШДС с. Наканно, имеющего государственную аккредитацию, с учётом типа и вида  образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Разработка образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования осуществлялась  самостоятельно с привлечением органа самоуправления (совет  школы), обеспечивающего государственно-общественный характер управления МОУ НШДС с. Наканно.

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

1.      с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

2.      с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  1. с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  2. с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  3. с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  4. с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий.

Развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и           социальных мотивов и личностного смысла учения.

 При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и·т.·д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования МОУ НШДС с. Наканно является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы относятся:

1.      личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

2.      метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

3.       предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации, как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

·         воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

·         переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе

разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

·         ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие

личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

·         признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

·         учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

·         обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

·         индивидуальное развитие каждого обучающегося, обеспечивающее рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная программа начального общего образования МОУ НШДС с. Наканно содержит следующие разделы:

Ø Пояснительную записку;

Ø Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной   программы начального общего образования;

Ø Учебный план образовательного учреждения;

Ø Программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

Ø Программы отдельных учебных предметов, курсов;

Ø Программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

Ø Программа «Одарённые дети».

Ø Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

Ø Систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.

Основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:

1.      Достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися.

2.      Выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему секций, кружков, организацию общественно полезной деятельности;

3.     Организацию интеллектуальных и творческих соревнований, проектно-исследовательской деятельности;

4.      Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

7.      Включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района) для приобретения опыта реального управления и действия.

МОУ НШДС с. Наканно, реализующее  основную образовательную программу начального общего образования,  ознакомила обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

  • с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в  школе;

  • с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Условия реализации программы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования мбоу «Нискасинская сош»
Основная образовательная программа начального общего образования школы содержит следующие разделы
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования на 2011-2015 г г рабочая программа по литературному чтению
Основная образовательная программа начального общего образования на 2011-2015 г г
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования iconФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Основная образовательная программа
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования моу селезянской сош
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения
Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования моу угодичской сош 2011 год
Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ моин РФ...
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Полное наименование образовательного учреждения в соответ­ствии с Уставом: Муниципальное общеобразовательное учреждение Кайсынская...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница