Конкурс «Учитель года 2010» Номинация «Педагог дошкольного образовательного учреждения»

НазваниеКонкурс «Учитель года 2010» Номинация «Педагог дошкольного образовательного учреждения»
Дата конвертации21.05.2013
Размер94,75 Kb.
ТипКонкурс
Краевой конкурс «Учитель года - 2010»

Номинация «Педагог дошкольного образовательного учреждения» (воспитатель дошкольного образовательного учреждения)





План-конспект занятия

«Пингвины»

(подготовительная группа)


Маланина Марина Васильевна, воспитатель

высшей квалификационной категории

МДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад № 30»


г. Кунгур, 2010 г.

Этап обучения по данной теме: основной

Цель: активизация умений детей самостоятельно добывать информацию на заданную тему из разных источников.

Задачи:

  1. Актуализировать знакомые способы добывания информации.

  2. Формировать умение задавать вопросы на интересующую тему, делать выводы из полученной информации, совершенствовать навыки речевого общения.

  3. Закреплять умение фиксировать информацию с помощью символических изображений.

  4. Способствовать составлению связного рассказа на основе полученной информации.

  5. Совершенствовать навыки взаимодействия со сверстниками.

Вид занятия: исследовательское

Используемые приемы, методы, технологии обучения:

Технология А.И. Савенкова «Маленький исследователь».

Сюрпризный момент, использование познавательной мотивации, проблемные вопросы, демонстрация видеофильма, рассматривание иллюстраций, моделирование, рассказ воспитателя, рассказы детей, чтение познавательной литературы, беседа, организация взаимодействия ребенка со сверстником, выбор способа объединения, переключение внимания ребенка со взрослого на сверстника.


Используемые формы организации познавательной деятельности детей: фронтальная, в микрогруппах (2 ребенка), индивидуальная

Оборудование и основные источники информации:

- ноутбук,

- цифровая видеокамера,

- глобус,

- «Дерево знаний» с символами, обозначающими методы исследования,

- Большая энциклопедия животного мира,

- книги Л. Почивалова «Белые сны Антарктиды», «Антарктида - страна чудес»,

- стихи Г. Снегирев «Про пингвинов», А. Усачев «Зоология для детей»;

- видеофильм «Императорский пингвин» из серии «Твои веселые друзья зверята»;

- планшеты по количеству детей, карандаши, бумага.

Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):

- дети принимают познавательную задачу, выдвинутую взрослым

- понимают условные обозначения

- создают собственные знаки для фиксирования информации

- формулируют вопросы к взрослому

- понимают смысл прочитанного текста

- слушают сверстника

- составляют связный рассказ

- обобщают полученную информацию

- приглашают сверстника к взаимодействию, дожидаясь его согласия

- распределяют функции

- планируют предстоящую деятельность

- действуют, ориентируясь на желания и возможности партнера.




Список использованной при подготовке литературы:

  1. Интернет – ресурсы (Видео Яндекс)

  2. Работа с дошкольниками по программам развивающего обучения. Москва. Аркти, 2007

  3. Савенков А.И. Готовим ребенка к школе. Учим учиться самостоятельно. Ярославль. Академия развития, 2008

  4. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль. Академия развития, 2002.

  5. Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики// Дошкольное воспитание 2-2000-8.

  6. Тимофеева Н.В. Нетрадиционные формы занятия с дошкольниками. Волгоград. Учитель, 2010.

  7. Тимофеева Л.Л. Построение развивающих занятий со старшими дошкольниками. Москва, 2006.


Гиперссылки выделены синим цветом.

Педагогические комментарии выделены розовым цветом.

Ход занятия:

1. Выбор темы исследования

- Здравствуйте, дети! На сайт нашего детского сада пришло электронное письмо. Хотите узнать, что в нем?

На экране демонстрируется фрагмент мультипликационного фильма «Умка», сопровождаемое следующим текстом:


«Здравствуйте ребята! Привет вам с Северного полюса!

Я очень надеюсь, что вы меня узнали. Решил написать вам видеописьмо, потому, что вы самые умные и сможете ответить на мои вопросы. Я увидел в книжке картинку незнакомого мне существа. У нас на Северном полюсе я его не встречал. Может вы мне поможете узнать о нем побольше. Узнайте и расскажите: кто это?, где он живет?, что любит есть? как заботится о своих малышах?

Буду ждать от вас ответа. Медвежонок Умка».


- Ребята, вы узнали от кого получили письмо? О каком живом существе идет речь? Что медвежонок Умка хочет узнать о пингвинах? Сможем ли мы ему помочь?

- Для того чтобы не забыть вопросы Умки, предлагаю их записать. Буквами записывать очень долго. Чем еще можно записать? Какими символами обозначим вопросы: «Кто это?», «Где он живет?», «Чем питается?», «Как заботится о своих малышах?».

2. Активизация способов получения информации.

Обращаем внимание детей на «Дерево знаний».

- Где и как можно найти информацию о пингвинах? (вывешивается картинка пингвина)

Дети высказываются о знакомых способах исследования. Символические обозначения способов исследования помещаются на «Дерево знаний» (спросить у взрослого или сверстника, прочитать в книге, найти информацию на сайте в Интернете, посмотреть познавательный фильм).

- Мы будем искать информацию и фиксировать ее с помощью условных обозначений на бумаге (изобретая символы и значки развивается ассоциативное мышление и творческие способности, дети обучаются этому приему очень быстро и легко) Я для вас приготовила планшеты с символами вопросов. Собрав всю информацию вместе, мы получим целое письмо, из которого Умка узнает все о пингвинах.

- Я предлагаю вам первый способ исследования – «подумать и вспомнить», что вы знаете о пингвинах.

Дети фиксируют свои высказывания с помощью символов на планшетах.

- Как вы думаете, все ли вы знаете о жизни пингвинов, достаточно ли информации для письма Умке?

- Сможем ли мы воспользоваться другими способами исследования сейчас в группе?

Дети предлагают воспользоваться книгами, посмотреть видеофильм, задать вопрос взрослым.

3. Сбор информации

- Вопросов для исследования много, поэтому предлагаю объединиться в пары. Каждая пара будет искать информацию в разных источниках.

- Предлагайте, каким способом будем объединяться в пары? Все согласны с этим способом? Тогда объединяйтесь.

Каждая пара выбирает карточку с символическим изображением метода исследования и вопроса, по которому надо найти информацию.

Воспитатель обращается к 1-й и 2-й парам:

- Вам нужно найти информацию о том, как пингвины заботятся о своих малышах, и чем питаются.

1-я пара детей - посмотрите видеофильм «Эти забавные зверята». (Не всегда есть возможность понаблюдать за объектам исследования в живую, поэтому наш видеофильм помогает решить эту задачу. У дошкольников способность концентрировать внимание не высока, поэтому сбор информации ограничен во времени - длительность фильма 2,5 мин.)

2-я пара детей – спросите у взрослых о том, как пингвины заботятся о своих малышах, и чем питаются. Как вы обратитесь к взрослому? Как зададите вопрос? (этот прием позволяет преодолеть, смягчить возрастной эгоцентризм ребенка, научить детей спрашивать и воспринимать ответ другого человека и развить интеллектуально-творческий потенциал ребенка)

Содержание рассказа взрослого: «У пингвинов-императоров, так же как у людей есть няньки-воспитательницы. Им родители поручают своих малышей пока уходят добывать пищу. Воспитательницы следят, чтобы пингвинята хорошо себя вели, не баловались, не дрались со сверстниками, не отходили в сторону – а то может подхватить свирепая птица – поморник. Няньки строго выполняют наказ родителей. Под их наблюдением сотни пингвинят и редко кто из них пропадает. Если кто-то приближается к такому детскому саду, няньки беспокоятся, тревожно верещат, размахивают короткими крыльями-ластами и торопливо уводят своих воспитанников подальше».

Воспитатель обращается к 3-ей паре детей: «Вам нужно найти информацию о внешнем виде пингвинов в книге Л. Почивалова «Антарктида – страна чудес». Кто сможет это сделать? Кто умеет из вас читать? Один из вас будет читать, а второй – записывать с помощью условных знаков. (для проведения учебных исследований детские книги, справочники и энциклопедии являются прекрасным источником информации, т.к. хорошо иллюстрированы, имеют краткие, доступные, информативные тексты для самостоятельного прочтения)

Текст, предложенный детям:

«На вид пингвины похожи на человечков, крепкие, упитанные, одеты в черные до колен «пиджаки», а грудки белые, блестящие. Вид у них очень важный, будто в Антарктиде они самые главные. Этих пингвинов ученые называю «императорами», потому что они медленно, вперевалочку, шагают по льду, строго посматривают по сторонам блестящими глазками».

Воспитатель обращается к 4-й паре : «А вам я предлагаю найти информацию о жизни пингвинов в стихотворении А. Усачева «Пингвины». Воспитатель читает стихотворение:

Дружный народ в Антарктиде Пингвины,

Во всем коллективны они и едины:

Строем Пингвины идут на обед,

Хором орут по-пингвиньи: «Привет!»


Все как один дружно прыгают в воду,

Только услышат команду «На старт!»

Все как один дружно делают ходу,

Если подкрался морской леопард.


Вместе они веселятся и злятся.

Вместе садятся высиживать яйца,

Вмести ругают своих пингвинят,

Хвалят друг друга или бранят.


Все как один носят черные фраки,

Все как один удирают из драки.

В драку бросаются все как один.

Если увидят, что ты не пингвин.


Все как один ничего не читают.

Все как один никогда не летают.

Все как один проживают средь льдин.

Все как один носят имя – Пингвин.


- Давайте вместе придумаем символы, обозначающие повадки пингвинов.

- Что узнали из стихотворения?

- Где живут пингвины?

- Почему медвежонок Умка не встречал пингвинов на Северном полюсе? (обратить внимание детей на расположение Северного и Южного полюса на глобусе)

- Как вы думаете, пингвин живет один или в стае?

- Есть ли враги у пингвинов? Кто запомнил какие? (показать иллюстрацию морского леопарда в Энциклопедии животного мира)


4. Обобщение полученных данных.

Дети, изучив всю информацию в разных источниках и зафиксировав ее символами, собираются за одним столом и обмениваются информацией друг с другом. Каждая пара рассказывает, опираясь на свои записи, сделанные с помощью символов. (Этот прием помогает детям обобщать полученные разрозненные данные, выделять главные идеи, определять основные понятия. Для ребенка это очень сложная задача, поэтому здесь необходима помощь взрослого)

- Кто из вас искал информацию о том, чем питаются пингвины и как заботятся о своих малышах:

- Где вы искали информацию?

- Что можно рассказать медвежонку Умке о пингвинах?

- Какие пингвины родители?

- Что нового о пингвинах вы узнали из фильма?

- Что интересного вам рассказал взрослый?

- Как заботятся пингвины о потомстве?

- Что едят пингвины?

- Кто из вас искал информацию в книге?

- С кем сравнивает автор пингвинов? (с императором) Почему?

- Мы узнали все, что хотели?

- Для кого мы собирали эту информацию?

- Как нам передать эту информацию на Северный полюс Умке? (предложения детей)

- Я предлагаю записать видео письмо.

- Договоритесь в паре, кто сможет рассказать все, что мы сейчас узнали о пингвинах громко и последовательно. Вам помогут наши символы.

Педагог записывает мини-рассказы детей на видеокамеру.

5. Презентация доклада. (Этот прием дает возможность детям продемонстрировать свои приобретенные в ходе исследования знания, довести полученный продукт до логического завершения. Пусть на взгляд взрослого этот доклад покажется примитивным, простым, но этот прием формирует ценнейшие качества творческой личности)

- Посмотрим, какое видео письмо у нас получилось (просмотр видео на ПК)

- Наше видео письмо можно отправить Умке? Все ли будет понятно Умке?

6. Итог занятия.

- О чем мы искали сегодня информацию?

- Что сегодня узнали нового?

- Кому расскажите о том, что вы узнали?

- Что было трудно?

- Как справились с трудностями?

- Кто помог?

- Как лучше работать: по одному или вместе? Почему?


Эта технология исследовательского обучения может быть использована на всех предметных занятиях. Она дает большой простор для развития творческого, критического мышления, расширяет речь ребенка, его кругозор, создает условия для активного изучения самой разной тематики.

Похожие:

Конкурс «Учитель года 2010» Номинация «Педагог дошкольного образовательного учреждения» iconДоклад Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №83 «Вишенка» г. Вологды по итогам 2010-2011 учебного года Общие характеристики заведения
Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад общеразвивающего вида
Конкурс «Учитель года 2010» Номинация «Педагог дошкольного образовательного учреждения» iconРегиональный конкурс «Учитель года 2011» учитель начальных классов В. В. Борисова Приложение Планирование экологической работы в 1 классе. Мероприятия
Региональный конкурс «Учитель года – 2011» учитель начальных классов В. В. Борисова
Конкурс «Учитель года 2010» Номинация «Педагог дошкольного образовательного учреждения» iconГодовой план работы Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа детский сад г. Нариманов» на 2010-2011 учебный год. Задачи
Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад г....
Конкурс «Учитель года 2010» Номинация «Педагог дошкольного образовательного учреждения» iconДоклад Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №79 «Березка» по итогам работы за 2010 -2011 учебный год
Юридический адрес: г. Петрозаводск 185031 ул. Бесовецкая, д. 13, ост. Мурманская, маршрутное такси №4, 6, 8, 18, 19, 21, 25
Конкурс «Учитель года 2010» Номинация «Педагог дошкольного образовательного учреждения» iconПубличный отчет муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №1 «Звёздочка»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Звёздочка» комбинированного вида муниципального района Шенталинский...
Конкурс «Учитель года 2010» Номинация «Педагог дошкольного образовательного учреждения» iconПрограмма развития муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №
Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности...
Конкурс «Учитель года 2010» Номинация «Педагог дошкольного образовательного учреждения» iconКонкурс школьных сочинений «Славен человек труда»
Целью проведения Конкурса является популяризация профессий агропромышленного комплекса среди школьников с 15 декабря 2010 года по...
Конкурс «Учитель года 2010» Номинация «Педагог дошкольного образовательного учреждения» iconДоклад Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №102 «Пингвин»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №102 «Пингвин» Петрозаводского городского...
Конкурс «Учитель года 2010» Номинация «Педагог дошкольного образовательного учреждения» iconПубличный отчет Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №56
Публичный отчет Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №56 Калининского района городского округа...
Конкурс «Учитель года 2010» Номинация «Педагог дошкольного образовательного учреждения» iconI муниципальная научно-практическая конференция «Одарённый педагог одарённым детям» г. Шарыпово, ноябрь 2011
Секция 1 «Выявление, развитие одаренности у детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательном учреждении» 3
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница