Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца)» федерального компонента цикла специальных дисциплин

НазваниеПримерная программа дисциплины «Основы методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца)» федерального компонента цикла специальных дисциплин
страница1/3
Дата конвертации21.05.2013
Размер319,65 Kb.
ТипПримерная программа
  1   2   3

Примерная программа дисциплины



«Основы методики преподавания хореографических дисциплин

(классического танца)»

федерального компонента цикла специальных дисциплин

Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения по направлению


530700 «Искусство балета»,

квалификация «Бакалавр искусства балета»


Рекомендовано:

Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области хореографического искусства


Сопредседатель УМО Л.Н. Надиров


Санкт-Петербург

2004


Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца)» Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению 530700 «Искусство балета», квалификация «бакалавр искусства балета».





  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


1. Цель курса

Подготовка специалиста, в совершенстве владеющего теоретическими и практическими основами методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца).


2. Задачи курса

  • Освоение теоретических основ методики исполнения движений классического танца.

  • Изучение методики преподаваняи классического танца.

  • Развитие навыков композиционных построений

  • Изучение методического наследия школы классического танца.


3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника


«Основы методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца)» является одним из основных предметов специальных дисциплин, рекомендованных УМО ВУЗам, ведущим подготовку бакалавра искусства балета.


4. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате освоения содержания курса студенты должны

знать:

  • исторический процесс становления и развития системы обучения классическому танцу;

  • научно-теоретическое наследие мастеров и современное состояние отечественной балетной педагогики;

  • методологию балетной педагогики;

  • понятийный аппарат классического танца;

  • теоретические основы методики исполнения движений классического танца;

  • различие стилей мужского и женского исполнительства;

  • методику сочинения танцевальных комбинаций (от простых учебных до развернутых танцевальных);

  • основные приемы пространственного решения танцевальных композиций;

  • методику записи примеров учебных комбинаций и разбора хореографического текста по записи;

  • принципы музыкального оформления урока классического танца;

Уметь:

  • применять полученные знания в самостоятельной педагогической деятельности;

  • создавать учебные и танцевальные комбинации и композиции на основе классического танца;

  • осуществлять подбор музыкального материала для осуществления учебного процесса;

  • использовать учебную, учебно-методическую и иную литературу в профессиональной деятельности.




  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА




  1. Разделы курса

1. Становление школы классического танца

2. Методика изучения движений классического танца

3. Методика преподавания классического танца


  1. Темы и краткое содержание


Раздел 1. Становление школы классического танца


Тема 1. Введение в «основы методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца)»

Цель и задачи курса «Основы методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца)». Структура курса. Краткая характеристика основных разделов дисциплины. Требования к уровню освоения курса. Формирование понятийного аппарата. Самостоятельная работа по предмету. Аннотированный обзор литературы и других источников по курсу.


Тема 2. Классический танец как исторически сложившаяся устойчивая система выразительных средств хореографии

Истоки классического танца (бытовые, народные). Исторический процесс формирования классического танца. Эволюция развития классического танца как выразительного средства хореографического искусства. Систематизация танцевальных положений и движений. Стили, жанры и формы хореографического (балетного) искусства. Становление терминологии классического танца. Процесс формирования термина «классический танец». Возникновение и развитие техники классического танца. Русская школа классического танца. Общие и отличительные черты от западноевропейской балетной школы.

Классическое наследие балетного искусства как художественная непреходящая ценность. сохранение и передача эстетических принципов, композиционных приемов, художественного языка и форм балетного искусства прошлых эпох. Современное состояние и тенденции развития классического танца.


Тема 3. Музыкальные формы и стили классической хореографии

Определение понятия «музыкальная форма». Многообразие вариантов трактовок музыкальных форм. Исторический процесс формирования музыкальных форм. Ранние формы старинной сюиты: алеманда, куранта, сарабанда, жига (XV–XVI вв.). Поздний период старинной сюиты: гавот, менуэт, ригодо чакона, пассакалья (XVI–XVII вв.) Музыкальные формы классической хореографии, утвердившиеся в XIX веке: вариации, pas de deux, pas de trios, pas de quatre, ансамбль.

Определение понятия «музыкальный стиль». Музыкальные стили классической хореографии. Музыкальный стиль классицизм (конец XVIII – начало XIX веков). симфонизм балетной музыки в творчестве Л. Бетховена. Музыкальный стиль романтизм (XIX век). Симфонизм балетной музыки в творчестве композиторов эпохи романтизма – А. Адана, Л. Делиба и т.д. Роль П. Чайковского в развитии принципов симфонизма и конфликтной драматургии в балетной музыке. Традиции симфонизма балетной музыки в творчестве композитора А. Глазунова. Музыкальный стиль импрессионизм (начало XX века). Музыкальный стиль импрессионизм в творчестве композиторов: К. Дебюсси, Н. Черепнина, И. Стравинского и т.д. Музыкальный стиль неоклассицизм в творчестве зарубежных композиторов: Б. Барток, Ж. Сифера, П. Хиндемит и т.д. Современный музыкальный стиль. Характерные черты современного музыкального стиля – драматическая насыщенность, сложная современная музыкальная лексика, индивидуальная манера и т.д.


Тема 4. Система преподавания классического танца А. Я. Вагановой

Общая характеристика творческой деятельности А. Я. Вагановой (1879–1951). А. Я. Ваганова – создатель научно-обоснованной системы классического танца. Первый отечественный учебник по методике преподавания классического танца – «Основы классического танца» (1934). Влияние научной деятельности А. Я. Вагановой на развитие отечественной и мировой балетной педагогики.


Тема 5. мужской классический танец. Педагогическая система Н. И. Тарасова

Общая характеристика творческой деятельности Н. И. Тарасова (1902–1975). Утверждение на сцене художественно-эстетических принципов академизма мужского классического танца. Первая научная работа Н. И. Тарасова в соавторстве с В. Мориц и А. Чекрыгиным «Методика классического тренажа» (1940). Фундаментальный труд «Классический танец. Школа мужского исполнительства» (1971). Влияние научной деятельности Н. И. Тарасова на развитие отечественной и мировой балетной педагогики.


2. Методика изучения движений классического танца


Тема 1. Методика изучения основных движений классического танца

Значение движений классического танца в процессе развития умений и навыков исполнительского мастерства. Методы и формы педагогического обучения в процессе освоения движений классического танца. Приемы обучения. Роль и значение дидактических принципов в процессе освоения простейших элементов классического танца. Роль и значение постановки корпуса, ног, рук, головы в процессе освоения движений классического танца. Соподчиненность классической постановки корпуса развитию техники исполнения. Правила постановки корпуса. Позиции ног в классическом танце. Методика изучения позиций ног. Последовательность изучения позиций ног.

Руки как выразительное средство классического танца. Руки как важный технический элемент исполнительского искусства. Функции рук. Функции кисти (кистей) рук. Положения и приемы рук. Развитие выразительности рук – координации, пластичности, естественности и т.д. Методика постановки рук. Функции головы в технике и пластике движений классического танца. «Выразительность» взгляда как средство эмоциональности и образности в классическом танце. Логичность варьирования движений классического танца в упражнениях у станка. Технология изучения движений классического танца. Правила исполнения и методика изучения движений классического танца. Характерные ошибки и методы их исправления. Соразмерность длительности частей урока.

Схема пространственного расположения танцевального зала. Функции классического экзерсиса на середине зала. Положение корпуса, ног, рук, головы на середине зала. Определение положения en face, épaulement, croisé et effacé. Трансформация изучения последовательности движений классического танца у станка на середину зала. Вариативность последовательности движений классического танца на середине зала. Динамика развития движений классического танца на середине зала: en face, croisé, effacé, на plié, relevé, en tournant и т.д. Длительность учебной комбинации на середине зала от 8 до 16 тактов, музыкальный размер 2/4, 3/4, 4/4. Темп, характер музыкального материала по оформлению движений классического танца. Музыкальный материал – импровизация или музыкальная литература.


Тема 2. Приемы развития движений классического танца у станка

Основные приемы развития движений классического танца у станка. Дидактический принцип в процессе вариативности, логичности учебных комбинаций у станка. Принцип повтора как основной доминирующий фактор качества усвоения учебного материала в процессе обучения. Общая линия развития комбинированных заданий – лейтмотив методической целостности урока. Увеличение объёма и усложнение движений учебного материала в упражнениях у станка.


Тема 3. Приемы развития движений классического танца на середине зале

Основные приемы развития движений классического танца на середине зала. Определение понятия «поза классического танца». Позы классического танца как фактор развития движений классического танца. Определение форм поз классического танца: малых, средних, больших. Виды поз классического танца: croisé, effacé et ecarté. Классификация поз классического танца. Определение понятий «канонические» и «неканонические» позы классического танца. Методика и приёмы исполнения поз классического танца.

Руки как «речевое» средство поз классического танца. Определение понятия «ведущая и ведомая рука». Temps lié как основное движение развивающее приемы и технику исполнения поз классического танца. Виды temps lié. Adagio – как средство к овладению поз классического танца. Port de bras – комплекс движений, направленный на воспитание исполнительского мастерства. Виды port de bras. Работа над развитием выразительности поз классического танца.


Тема 4. Методика изучения движений раздела allegro

Allegro – выразительное средство классического танца. Прыжки – наиболее сложная и трудная часть учебного процесса по классическому танцу. Классификация прыжков по формам, группам, видам и их разновидности. Формы прыжков: малые, средние и большие. Группы прыжков: с двух ног на две; с двух ног на одну; с одной ноги на две; с одной ноги на другую; на одной ноге. Виды прыжков: pas assemble, pas jete, pas de chat и их разновидности. Технология прыжка: толчек, взлет, завершение. Последовательность изучения. Методика исполнения прыжка. Роль и значение demi-plié в технике исполнения прыжка. Согласованность движений головы, рук, корпуса и ног – основное условие грамотного и выразительного прыжка.

Освоение техники усложнённых прыжков как доминирующий фактор развития виртуозности исполнительского мастерства. Технология исполнения различных видов сложных прыжков. Многообразие приемов и подходов к исполнению различных видов прыжка. Определение понятия «подхват» в технологии исполнения больших прыжков. Разнообразие вариантов завершения прыжка в структуре сложных видов. Роль и значение связующих и вспомогательных движений классического танца в процессе работы по освоению методики исполнения сложных прыжков. Методика исполнения изучения различных видов прыжка.

Большие прыжки составная часть allegro. Определение понятия «элевация». Определение понятия «баллон». Элевация и баллон как средство достижения виртуозности исполнения движений allegro. Развитие элевации и баллона в процессе освоения больших прыжков классического танца раздела allegro. Важность рук в технологии подхвата. Особенность темповой структуры исполнения прыжков. Методика изучения больших прыжков.


Тема 5. Методика изучения связующих и вспомогательных движений классического танца

Определение понятий «связующие движения» и «вспомогательные движения». Связующие и вспомогательные движения как выразительные средства классического танца. Виды и формы связующих и вспомогательных движений. Методика изучения связующих и вспомогательных движений. Последовательность изучения связующих и вспомогательных движений. Вариативность, логичность и целесообразность применения связующих и вспомогательных движений для различных разделов классического танца. Координация рук, головы, корпуса, ног – основа техники исполнения связующих и вспомогательных движений.


Тема 6. Развитие устойчивости в упражнениях у станка и на середине зала

Основные приемы развития устойчивости в упражнениях у станка и на середине зала. Устойчивость как основа исполнительского мастерства. Определение понятия термина «апломб». Основные требования, предъявляемые к формированию устойчивости: выворотность, вытянутость, правильное распределение центра тяжести и центра опоры. Технология устойчивости – умение держать вертикальную линию (ось) и положение корпуса «над ногами», как инструмент процесса достижения устойчивости. Исполнение движений экзерсиса у станка и середине зала на полупальцах как главная составляющая учебного процесса по развитию устойчивости на уроках классического танца. Приемы и технология исполнения движений классического танца на полупальцах. Системный подход к процессу овладения техникой устойчивости.


Тема 7. Методика исполнения adagio простой и развернутой формы постороения

Adagio как выразительное средство классического танца. Определение понятия «adagio». Adagio в структуре урока классического танца. Фомы adagio – простая и развернутая. Значение adagio в процессе занятий по освоению методики исполнения движений классического танца. Дидактический принцип вариативности движений классического танца в учебной комбинации простой формы adagio. Основные движения классического танца простой формы adagio в экзерсисе у станка. Вариативность движений классического танца в учебной комбинации простой формы adagio в классическом экзерсисе на середине зала. Методика и приёмы исполнения поз и движений классического танца в исполнении adagio у станка и на середине зала.

Значение развернутой формы adagio в процессе занятий по освоению методики исполнения движений классического танца на середине зала. Усложнение работы корпуса. Введение в adagio развернутой формы прыжков, вращений, больших поз и т.д. Методика выполнения поз классического танца в процессе исполнения развернутой формы adagio. Значение апломба в процессе сохранения устойчивости в adagio.


  1   2   3

Похожие:

Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца)» федерального компонента цикла специальных дисциплин iconПрограмма “Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах” Новосибирский Государственный Университет
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы “Совершенствование преподавания социально-экономических...
Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца)» федерального компонента цикла специальных дисциплин icon«Биология»
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих / специальных дисциплин / и является обязательной для изучения
Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца)» федерального компонента цикла специальных дисциплин iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца)» федерального компонента цикла специальных дисциплин iconУчебно методический комплекс по дисциплине Зоология (название)
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих специальных дисциплин и является обязательной для изучения
Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца)» федерального компонента цикла специальных дисциплин iconУчебно -методический комплекс по дисциплине Зоология беспозвоночных (название)
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих / специальных дисциплин / и является обязательной для изучения
Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца)» федерального компонента цикла специальных дисциплин iconПримерная программа дисциплины «История хореографического искусства»
Выработать у будущих специалистов представления об основных этапах эволюции хореографического искусства и его высшей формы балета,...
Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца)» федерального компонента цикла специальных дисциплин iconПримерная программа наименование дисциплины «Биология» Рекомендуется для направления подготовки
Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины дать общие представления об основных общебиологических закономерностях
Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца)» федерального компонента цикла специальных дисциплин icon«Современный русский язык (часть 2): Глагол и глагольные формы является второй частью дисциплины «Морфология современного литературного русского»
Глагол и глагольные формы является второй частью дисциплины «Морфология современного литературного русского», входит в цикл специальных...
Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца)» федерального компонента цикла специальных дисциплин icon«Народное художественное творчество»
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла дисциплин специализации и является обязательной для изучения
Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца)» федерального компонента цикла специальных дисциплин iconНаучно-библиографический отдел Концептуальные основы преподавания общих математических и естественнонаучных дисциплин в современном вузе
Книг и статей из журналов на русском языке за 1970-1999, 2000 (первая половина) годы, выявленные при просмотре электронного каталога...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница