«Исторические этапы взаимодействия общества и природы» Цели

Название«Исторические этапы взаимодействия общества и природы» Цели
Дата конвертации21.05.2013
Размер91,62 Kb.
ТипДокументы
«Исторические этапы взаимодействия общества и природы»


Цели: сформировать (актуализировать) представление о формах отношения людей к природе. Познакомить с эпохами взаимодействия человечества с природой, с революционными скачками и кризисами в этом процессе. Закрепить понятие о современном «кризисе редуцентов», познакомиться с экологическими напряжениями в биосфере в связи с колоссальным увеличением давления человеческой цивилизации на природные системы Земли. Продолжить развивать навыки самостоятельной деятельности; умения анализировать и делать выводы; творческие способности учащихся. Воспитывать культуру общения.


Тип урока: изучение новых знаний и СД. Комбинированный.


Форма урока: традиционная.


Методы проведения урока: объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, демонстрация, сообщения, задания для практической и самостоятельной работы); проблемные: частично-поисковый, исследовательский (работа в группах, оценка результатов анкетирования). Межпредметные связи с историей и географией.


Оборудование: учебник по экологии, дополнительная литература (пакет информации), рисунки, картинки, стихи, музыка, проза, иллюстрирующие интимное и эстетическое отношение, анкеты.

Опорная схема урока.

Отношение людей к природе. Использование произведений художников, музыкантов, прозаиков, поэтов для иллюстрации интимного и эстетического отношений. Межпредметные связи с географией.

Анализ ответов на проблемный вопрос.

Характеристика доиндустриальной эпохи, её экологические достижения и кризисы. Межпредметные связи с историей и географией.

Индустриальная эпоха. Усиление деградации природной среды.

Постиндустриальная эпоха. Причины увеличения давления человека на природу.

«Кризис редуцентов» как реакция биосферы на появление новых веществ.

Экологические напряжения и их последствия.

Ход урока.


  1. Организационный момент. Учитель: Здравствуйте, дети. Сегодня мы проведём урок с использованием «французской технологии». Вам предоставляется возможность проработать пакет документов по теме «Исторические этапы взаимодействия общества и природы». Вам необходимо изучить и проанализировать предложенный материал, сделать необходимые записи в тетрадях, отметив новые понятия и термины. По окончании работы в группах сообщить о результатах проделанной работы.

  2. Актуализация опорных знаний и умений. 1) Вопросы и задания для проверки знаний на обязательном уровне: 1.Что такое «природопользование»? Почему этот термин стал актуальным именно во второй половине xx века? 2.Охарактеризуйте виды природопользования по направлениям человеческой деятельности.

3.Что характерно для рационального и нерационального природопользования?

Вопросы и задания для проверки знаний на повышенном уровне. Дайте обоснованный ответ.

  1. Изучение нового материала. Озвучивание учителем темы и целей урока.

  1. Вводное слово учителя с демонстрацией произведений, стихов, картинок и т. д.

Отношение людей к природе может быть практическим – обусловлено тем, что человек для своей жизни использует ресурсы природы, всё более её эксплуатируя. Это с одной стороны, потребление ресурсов, а с другой стороны - их преобразование; адаптивным – отношение к природе как к среде обитания; использование воздуха, света, воды, и др. как первичных условий. Это отношение часто неосознанно и выражается лишь при проявлении нехватки того или иного природного блага; интимным – основано на любви к природе, своей Родине. Любовь к природе является основой здоровой психики; эстетическим – базируется на восприятии человеком прекрасного в природе. Красота в природе соединяет в себе гармонию прекрасного и дисгармонию, симметрию и асимметрию и т.д. Все эти формы отношений к природе связаны между собой, поэтому природа выступает в роли универсальной ценности.

Весь период взаимодействия человечества с природой можно разделить на несколько эпох, различных по времени и силе своего воздействия: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную.

IV. Самостоятельная работа учащихся с пакетом информации. Класс разделён на 3 группы, каждая из которой получает вопросы и материал по теме, анализирует и делает выводы о взаимодействии человечества с природой.

1 группа рассматривает доиндустриальную эпоху взаимодействия человека с природой.


Вопросы к первой группе:

1.Мог ли австролипитек оказывать вредное воздействие на природу? Если да, то какое и почему?

2.Почему человек умелый мог нанести большой урон природе по сравнению с австралопитеком?

3.В чём заключается воздействие питекантропа на окружающую природную среду?

4.Существует ли связь между распространением первобытных людей и распространением крупных животных, таких, как мамонты, шерстистые носороги, большерогие олени? Если да, то какая?

5.Произошли ли изменения в образе жизни человека среднего палеолита по сравнению с образом жизни людей древнего палеолита? Если да, то какие?

6.Уменьшилось или увеличилось воздействие на природную среду и её обитателей при совершенствовании орудий труда в среднем палеолите? Объясните почему?

7.Каковы особенности образа жизни человека в позднем палеолите?

8.Что учёные обнаружили в Каповой пещере (на Южном Урале)?

9.Дайте краткую характеристику культуры тасманцев.

10.Каковы были изменения климата, происходившие 12-10 тыс. лет назад?

11.Как изменялся образ жизни людей в мезолите?

12.Какой образ жизни вели австралийцы?

13.В чём заключается сущность неолитической революции и почему её называют именно «революцией»?

14.Каковы основные причины наступления эпохи перепромысла?

15.В чём заключалось отрицательное воздействие на природу раннего земледелия и скотоводства?

16.Каковы были основные формы производящего хозяйства в Древнем мире?

17.К чему привели сжигание и вырубка лесов?

18.В чём состоят положительная и отрицательная стороны орошения?

19.Кчему привели первый и второй экологические кризисы?

20.Главными причинами гибели цивилизации являются? (какие природные причины и какие антропогенные причины?)

2 группа рассматривает индустриальную эпоху взаимодействия человечества с природой.

Вопросы ко второй группе:

1.Основнык экологические последствия развития цивилизации в средневековой Европе?

2.В чём заключались попытки охраны природы в Средневековье?

3.Чем обусловлено ухудшение природной среды в Средние века?

4.Как именуется эпоха XI-XIII веков?

5.Основные негативные последствия хозяйственной деятельности в России в Средние века?

6.Чему было подчинено экологическое мировоззрение в Средневековье?

7.Содействовала ли религия сохранению природы? Если да, то как?

8.Когда произошла первая научная революция и что было её причиной?

9.Как вы понимаете утверждение, что в эпоху Просвещения наступает время материализма?

10.Как развитие промышленности отразилось на состоянии природной среды?

11.В каком направлении развивалось экологическое мировоззрение в XVII-XVIII веках и почему?

12.Перечислите основные экологические изменения, происшедшие на территории России в эпоху Просвещения.

13.Какие природоохранные мероприятия проводились по указанию Петра I?

14.С чем была связана аграрная революция?

15.Что было отрицательной чертой промышленного развития России и как это соотносилось с вопросами охраны природы?

16.Экологические последствия второй промышленной революции: как она повлияла на природную среду?

17.Как изменилось состояние природной среды в период развития капитализма и в чём это выразилось?

18.Чем было обусловлено прямое воздействие человека на природу? А как проявилось косвенное?

19.Кто из учёных высказывал предостережения по поводу надвигающейся экологической катастрофы?

20.Какое общество боролось за предупреждение жёсткого обращения с животными?

21.Как правительственные органы относилось к деятельности обществ по охране природы?

3 группа рассматривает постиндустриальную эпоху взаимодействия человечества с природой.

Вопросы к третьей группе:

1.Каковы причины обострения экологической обстановки в конце XIX- начале XX века?

2.Как отразилось на состоянии природы увеличение численности населения Земли?

3.В чём были причины ухудшения экологической обстановки в США в первой половине Новейшей истории?

4.Чем были вызваны основные проблемы сохранения природной среды в первые годы существования СССР?

5.Как рост городов и интенсивное развитие промышленности повлияли на экологическую обстановку в стране?

6.Какие общественные движения происходили в России в защиту природы?

7.Какие законы и постановления по охране природы вышли в первые годы после Октябрьской революции?

8.Какие природоохранные законы были приняты после Второй мировой войны?

9.Как шло развитие заповедного дела в России в первые годы советской власти?

10.Как повлияла научно-техническая революция на состояние окружающей среды?

11.Опишите главные признаки надвигающейся глобальной экологической катастрофы.

12.К каким последствиям привела научно-техническая революция в России?

13.Почему наиболее сильное вредное воздействие на природу стала оказывать химия?

14.Назовите причины развития международных связей и объединений международных сил в защиту природы?

15.Когда и кем была разработана Всемирная стратегия охраны природы?

16.Назовите основные условия устойчивого развития общества?

17.Какие сведения содержатся в международном документе «Забота о Земле» Стратегия устойчивого развития?

18.Каковы перспективы дальнейшего развития взаимоотношений общества и природы?


V. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения:

1). Исходное положение (И.п.) – сидя на стуле. 1-2-отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2). И. п. – сидя, руки на поясе. 2- поворот головы направо, 2-и.п. 3.-поворот головы налево, 4-и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3). И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1-махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево.. 2-й. п., 3-4-то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.


  1. Сообщения учащимися результатов проделанной работы.




  1. Корректировка учителем выводов и запись в тетрадь общего вывода по изученной теме. Вывод - Колоссальное увеличение давления человеческой цивилизации на природные системы Земли. К кризису продуцентов добавляется «кризис редуцентов», которые не справляются с количеством и качественным составом образующихся отходов человеческой деятельности. Наступают два экологических напряжения: термодинамическое (тепловое) и снижение надёжности экологических систем. Возникает опасность повышения средних температур приземных слоёв атмосферы и перестройки всех экологических систем.




  1. Практическая работа. Проанализируйте отношение к природе своих сверстников (учащимся на дом было дано дополнительное задание: с помощью анкет «Я и природа» проанализировать отношение к природе своих сверстников.). Учащиеся сообщают результаты проделанной работы и отвечают на вопрос. Какое отношение к природе преобладает среди Ваших сверстников? Как Вы думаете, почему?




  1. Подведение итогов урока. Обращение к целям урока по изученной теме (всё ли выполнили на уроке). Учащиеся сообщают о знаниях, которые они получили на уроке. Корректировка учителем: «Исторический анализ эволюции взаимоотношения общества и природы, её законов и закономерностей помогает представить общую картину развития мира и по-новому понять великое значение всего происходящего. В этом суть нового экологического мышления. Героические походы и великие победы над соседями и природой, прославленные в легендах и мифах, в действительности – летопись горя и отчаяния, гибели тысяч людей, городов, цивилизаций и прекрасных ландшафтов природы. Изучение исторической экологии позволяет выявить те законы, которые помогут нам избежать многих, порой роковых, оплошностей и главной из них, неоднократно повторенной на протяжении всей истории человечества, - борьбы с природой, матерью нашей и кормилицей. История нас учит, что любое изъятие из природы, превышающее её возможности, приводит к экологической катастрофе и принуждает людей в большом горе и нужде искать новые пути приспособления и выживания. История показывает, что экологические кризисы заставляли людей совершенствовать орудия труда и создавать новую технику. Однако появление принципиально новых научно-технических завоеваний человека – огня, металлических орудий, плуга, пороха, машин – всегда приводило к расширению материального производства, увеличению продукции, увеличению численности населения, а затем к новому экологическому кризису. Изучение исторической экологии показывает, что наука экология – это прежде всего наука о мудром отношении к природе и к ближнему. А самая большая мудрость на свете – это не думать, что ты мудрее всех и тем более – мудрее природы. Мудрость приходит с накоплением опыта. Историческая экология даёт нам такой опыт. Не надо экспериментировать над природой, придумывая новые хитроумные способы её «безболезненного» уничтожения. Главное, осмыслив весь экологический опыт и приняв его, - не повторять ошибок и, усмирив свой алчный потребительский аппетит, найти необходимый компромисс с природой, чтобы она жила, а вместе с ней жило и процветало человечество. Другого пути у нас нет!




  1. Выставление оценок:


1) оценка за опрос;


2) оценка за самостоятельную работу;


3) оценка за практическую работу.



  1. Рефлексия: «приём незаконченных предложений»

1) Вопросы рассмотренные на сегодняшнем уроке для меня …

2) Самым интересным на уроке для меня было …

3) Самым неинтересным на уроке для меня было …

4) Теперь я хотел бы узнать …

5) Мне понравилось …

6) Мне не понравилось …

7) Я считаю полезным …

8) Я хотел бы вам сказать …

9) Я всё время злился …

10) Я буду вспомнить …




Похожие:

«Исторические этапы взаимодействия общества и природы» Цели icon“Методы экологического образования на уроках химии ”
В относительно самостоятельное направление выделяется и экологическое образование, которое можно рассматривать как элемент общего...
«Исторические этапы взаимодействия общества и природы» Цели iconИстория астрологии
Мы не будем сейчас останавливаться на конкретных астрологических традициях, а выявим лишь главные исторические этапы
«Исторические этапы взаимодействия общества и природы» Цели iconИдея эволюции живой природы
Телеология приписывает процессам и явлениям природы цели, которые или устанавливаются богом (Х. Вольф), или являются внутренними...
«Исторические этапы взаимодействия общества и природы» Цели icon«Открытая Альтернатива»
Нко в условиях современного рынка. Цель: создание механизмов межсекторного взаимодействия для разрешения современных проблем населения...
«Исторические этапы взаимодействия общества и природы» Цели iconРегион: пространственные отношения природы и общества
Охватывают туристской деятельностью в основном только прицентральные части регионов
«Исторические этапы взаимодействия общества и природы» Цели iconОтчет о научно-исследовательской деятельности международного университета природы, общества и человека «дубна»
Научно-исследовательская деятельность
«Исторические этапы взаимодействия общества и природы» Цели iconЗакон мировой асимметрии
Зачем нужна эта книга, кому предназначена? И на чем основана, на какие краеугольные камни опирается в понимании природы, мироздания,...
«Исторические этапы взаимодействия общества и природы» Цели iconК отчету о развитии
О развитии государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московской области международного университета...
«Исторические этапы взаимодействия общества и природы» Цели iconЭкологическая этика как фактор коэволюции общества и природы (на примере байкальского региона)
Работа выполнена на кафедре философии гоу впо «Восточно-Сибирский государственный технологический университет»
«Исторические этапы взаимодействия общества и природы» Цели icon77 красочных карт-портретов плюс 33 карты-взаимодействия для 1-10 игроков любого возраста
Вместе с портретами прилагается 33 карты-взаимодействия, которые схематично изображают возможные связи и отношения между людьми
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница