Формирования речемыслительной деятельности учащихся на уроках при изучении физики

НазваниеФормирования речемыслительной деятельности учащихся на уроках при изучении физики
Дата конвертации10.08.2012
Размер65,96 Kb.
ТипУрок
Пушкинский лицей № 1500

Урюпина Людмила Сергеевна


Формирования речемыслительной деятельности

учащихся на уроках при изучении физики


«Чтоб видеть все и все изведать,

всему не издали учась…»

А.Т. Твардовский


Современность требует, чтобы выпускник средней школы владел не только суммой знаний по предметам, но успешно и гибко использовал их в разнообразных ситуациях. Он должен уметь самостоятельно углублять знания, собирать перерабатывать информацию и использовать все это в современном мире.

Россия, по данным РИЗА (Международное исследование знаний и умений учащихся), занимает 30 место в мире по уровню качества чтения и понимания информации. Одной из причин подобного положения дел является неумение учащимися использовать мыслительно-речевой процесс. Каким же образом помочь ученику понять и пересказать прочитанный текст? Чаще всего дети пользуются «зубрежкой», они научаются произносить и писать связные тексты, так что создается впечатление, будто они понимают. Однажды я беседовала с несколькими учениками о прочитанных фантастических рассказах. Их интересовали достижения науки, возможность космических полетов к дальним планетам. Разговор был интересен, как мне казалось, всем, но вдруг одна девочка встала и пошла к выходу. «Ты куда-то спешишь?» – спросила я.

«Нет. Просто стало скучно. Вы все говорите такие слова, смысл которых я не понимаю». - Прозвучал ответ. Этот разговор я запомнила хорошо. Дело ведь не в «непонятных словах», а в том, что эти слова обозначают. Психолог Л.С. Выготский более 70 лет назад сказал, что при изучении предмета, направленном только на запоминание, происходит имитация, симуляция понимания. А основная задача при обучении – овладеть способностью научного понимания.

На уроках физики и астрономии я использую различные формы для комплексного развития речемыслительных способностей учащихся:

- Уроки, на которых заслушиваются сообщения (на 3-5 мин.) нескольких учащихся, заранее подготовленные по предложенным темам.

- Уроки - беседы, на которых устанавливается «обратная связь» с целью выявления насколько глубоко и правильно учащиеся понимают и объясняют явления природы. На таких уроках я часто использую стихи как качественные задачи. Стихотворение играет роль условия задачи и учащимся необходимо самостоятельно сформулировать физические условия. Именно на таких задачах можно научить ребят оценивать что «дано», что существенно, чем следует пренебречь. В физике подобная операция носит название – создание физической модели. Такие задачи не могут иметь однозначного решения. В этом своеобразие задач, дающих возможность ученикам показать: своеобразность мышления; организовать полемику, которая поможет им выяснить особенности применения того или иного закона; повлечь за собой более глубокое усвоение материала. Вот некоторые из задачи, которые я использую на уроках:

1. Шар раскаленный золотой

Пошлет в пространство луч огромный,

И длинный конус тени темной

В пространство бросит шар другой,

(А.Блок)

можно взять при решении задач по теме «Прямолинейное распространение света».

2. « Оттепель»

Оттепель, оттепель. Тает, течет.

Снежные звездочки наперечет,

Стоило южному ветру подуть,

Градусник ожил и дрогнула ртуть.


Тонкий ее стебелек шевеля,

Оттепель шлет его выше нуля.

В речке пошли подо льдом пузыри,

Начали снега искать снегири.


Глянула верба из почки тугой:

«Что это? Что это? Месяц какой?»

В эту минуту послышался гул:

Северный ветер как щеки надул!


Ртуть побежала по лесенке вниз,

Снежные хлопья опять понеслись,

Встали сугробы такой белизны,

Что далеко еще нам до весны!

(В. Инбер)

В 10 классе можно задать такой вопрос: «Объяснить адиабатный процесс в атмосфере».

При изучении «Электрических явлений» можно взять стихотворение

3. «Упала молния в ручей…»


Упала молния в ручей.

Вода не стала горячей.

А что ручей до дна пронзен,

Сквозь шелест струй не слышит он.

Зато и молнии струя,

Упав, лишилась бытия.

Другого не было пути…

(К.Случевский)


- Уроки - конференции. Их целью являются обобщенные на более высоком уровне знания учащихся, полученные по физике и смежным предметам. Здесь можно использовать ролевые игры, где каждый учащийся может представить себя и физиком, и лириком, и журналистом и т.д.

- Уроки, на которых защищаются работы учащихся в виде компьютерных презентаций по предмету. Здесь ребята применяют такие средства как: информационно-поисковые системы, редакторы текстов, художественно-графические мультипликационные программы. Создание слайдов это творческий процесс, предъявляющий повышенные требования к владению представляемого материала, творческим способностям автора и его художественному вкусу.

Все это значительно улучшает наглядность при изучении курса физики. Работа по подготовке презентаций проводится совместно с преподавателями по информатике.

- Урок-игра, например по темам «Придумай стихотворение», «Сочини сказку», «Создай рекламу» и т.д.

Примером такой работы с учащимися может служить домашнее задание придумать задачу по теме «Агрегатные состояния вещества».

Ученик 8 класса творчески подошел к выполнению этой проблемы, он придумал качественные задачи в стихах:

1)Как бы на катке не случилась беда.

Мчатся хоккеисты, брызжет вода.

Но это просто от лезвий трение:

Происходит процесс льда плавление.

Вопросы: Какой процесс называется плавлением? Почему лед плавится? Как меняется энергия вещества в процессе плавления твердого тела? Какие виды трения вы знаете? Почему вода брызжет из-под коньков?
Какая беда может случиться на катке? И т.д.


2)На берегу горит костер. Над костром висит котел.

Котел нагревается, а пар поднимается.

И под туристов пение,

Происходит испарение.

Вопросы: Какой процесс называется испарением? Почему пар становится невидимым, если котел снять с огня? Назовите способы изменения внутренней энергии. Какие виды теплообмена вы знаете, и о каких видах говорится в этой задаче? И т.д.

В результате решения этих задач учащиеся не только отвечали на вопросы по новой теме, но и повторили предыдущий материал и материал 7 класса.

Следующим заданием было написать сочинение по той же теме. С заданием справились только две ученицы (другие написали сообщения по теме, используя учебную литературу). Вот их работы.

«Испарение»

«Жил-был на свете мальчик, который любил задавать вопросы: «Где? Как? Почему? Из-за чего? Когда? Зачем? Для чего?» Везде и всегда он задавал эти вопросы окружающим его людям.

Однажды он спросил у своей мамы:

- Почему лужи летом высыхают быстрее, чем осенью?

- Потому что температура воды летом выше, чем осенью.

- Ну и что?

- Молекулы воды летом движутся быстрее, они способны преодолеть силы притяжения других молекул и вылететь с поверхности жидкости. Так происходит испарение.

- А что такое испарение?

- Испарение – это превращение жидкости в пар. – Терпеливо объясняла мама.

- Почему горячий чай в блюдце остывает быстрее, чем в стакане? – Не унимался маленький Почемучка.

- В блюдце поверхность, с которой испаряется жидкость больше, чем в стакане. Поэтому молекул «убегает» из чая больше, они забирают с собой часть энергии…

- Мама, а что такое энергия?

- Вот придет папа с работы и расскажет тебе, что такое энергия, а сейчас беги на улицу гулять, – прекратила дальнейшие вопросы мама.

Мальчик вырос и стал знаменитым физиком. Теперь он сам отвечал на свои вопросы».

Другая ученица написала мини-рассказ на тему «Явления природы».

«Однажды седьмому классу задали написать сообщение по физике про атмосферные осадки. Лика выбрала тему о снежинках, Ваня о дожде, Валя об инее, Настя о росе, Вова о граде, а Петя взял оставшуюся тему о тумане. По его мнению, у него была самая трудная тема.

Вернувшись домой, Петя занялся уроками. Он сделал всю домашнюю работу, кроме физики. Мальчик не знал, что писать о тумане. Мама была на работе, папа уехал с сестрой в магазин, а Петя остался один.

Он решил позвонить Кате, чтобы та рассказала ему что-нибудь о тумане, но ее не было дома. Петя два часа искал материал об атмосферных осадках, но так ничего не нашел.

Но тут пришла мама с интересной книжкой «Явления природы». Петя выхватил книгу из маминых рук, подбежал к столу и начал писать про туман. Вот что у него получилось: «Летом в ясную прохладную ночь над низинами, оврагами и водоемами можно наблюдать туман. Оказывается, при охлаждении приземный слой теплого воздуха не может удержать в себе прежнее количество водяного пара. Часть его конденсируется, т.е. переходит в жидкое состояние и сгущается в капельки – появляется туман…»

Много еще интересного написал Петя в своем рассказе. На уроке он прочитал свое сообщение перед классом. И ему поставили заслуженную пятерку».

Учащимся было очень трудно справиться с этим заданием. Автор второго сочинения показывает, какие испытал «муки творчества» выполняя домашнее задание. Конечно, эти работы не идеальны, но мне кажется, что каждый ученый сталкивается с проблемой изложения добытых в процессе познания данных. Одно дело следовать внутренней логике изложения стихийно и совершенно другое, если она познана и используется осознанно. Такая деятельность сопровождается рефлексией.


Итогом таких заданий становится эмоциональное, образное, интеллектуальное и речевое развитие учащихся. Все это дает возможность учащимся овладеть приемами самостоятельного добывания информации разного рода, осмысления и понимания ее, самостоятельного написания текстов, включение авторских текстов в практическую познавательную деятельность.

Похожие:

Формирования речемыслительной деятельности учащихся на уроках при изучении физики icon4. Литература. «…лишь включаясь во все многообразные формы деятельности, индивид приобретает форму субъективности»
Работа с географической картой и атласом на уроках географии – как метод развития мыслительной деятельности учащихся
Формирования речемыслительной деятельности учащихся на уроках при изучении физики iconПедагогические условия формирования познавательных интересов учащихся при изучении биологии (на примере школ Таджикистана) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
Работа выполнена на кафедре биологии Кулябского государственного университета имени Абуабдуллаха Рудаки
Формирования речемыслительной деятельности учащихся на уроках при изучении физики iconОпыта
«Современные образовательные технологии как средство обеспечения метапредметных результатов деятельности учащихся на уроках истории...
Формирования речемыслительной деятельности учащихся на уроках при изучении физики iconКонкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями Методическая разработка
Уроки внеклассного чтения как средство формирования самостоятельной читательской деятельности учащихся
Формирования речемыслительной деятельности учащихся на уроках при изучении физики iconИспользование музыки на уроках русского языка как одно из средств развития творческих способностей учащихся
В статье рассматривается система работы по использованию музыки на уроках русского языка, представлены некоторые методические рекомендации...
Формирования речемыслительной деятельности учащихся на уроках при изучении физики iconТеоретические основы формирования готовности будущего учителя к реализации единства учебной и внеучебной деятельности учащихся
Работа выполнена на кафедре педагогики Семипалатинского государственного педагогического института
Формирования речемыслительной деятельности учащихся на уроках при изучении физики icon«Использование информационно-коммуникационных технологий (икт) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»
...
Формирования речемыслительной деятельности учащихся на уроках при изучении физики iconПовышение экологической грамотности учащихся в рамках работы экспериментальной площадки
Экологическое воспитание является одним из важнейших направлений формирования личности учащихся. В нашей школе функционирует экспериментальная...
Формирования речемыслительной деятельности учащихся на уроках при изучении физики iconТема: «Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения»
Работа по учебнику В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой способствует развитию чувств и творческих способностей учащихся. 6
Формирования речемыслительной деятельности учащихся на уроках при изучении физики iconТема: "Туристско-краеведческая деятельность, как основа формирования познавательного интереса на уроках географии, а также во внеурочное время"

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница