Программа по лыжному спорту предполагает курс базовой и специа

НазваниеПрограмма по лыжному спорту предполагает курс базовой и специа
страница1/9
Дата конвертации10.08.2012
Размер1,06 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА


Л.Ф.Кобзева, А.В.Пирог, Л.А.Гурская



СОДЕРЖАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ
ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ЛЫЖНОГО СПОРТА



Учебное пособие для студентов университетов,
академий и институтов физической культуры


Смоленск 2008


УДК 796.92:378. 147


Кобзева Л.Ф., Пирог А.В., Гурская Л.А. Содержание и контроль учебной деятельности студентов-заочников по теории и методике лыжного спорта: Учебное пособие для студентов университетов, академий и институтов физической культуры. – Смоленск: СГАФКСТ, 2008. - 77 с.


Учебное пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Предназначено студентам-заочникам для изучения программного материала по избранному виду спорта (лыжный спорт), оказания помощи в организации и планировании самостоятельной работы, выполнении домашних заданий, подготовке и сдаче зачетов и экзаменов по ИВС.


Рецензенты: профессор Шукаев В.П.

доцент Воронов Ю.С.


© Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2008


ВВЕДЕНИЕ


Учебное пособие разработано и издано в соответствии с учебным планом и рабочей программой по лыжному спорту для студентов факультета заочного обучения.

Заочное образование предполагает самообучение, в основе которого лежит самостоятельная работа, а вуз оказывает необходимую помощь, организует, направляет и контролирует работу студента. С целью повышения эффективности самостоятельной работы студентов-заочников в межсессионный период, систематизации их учебной деятельности для более качественной подготовки к зачетам и экзаменам и подготовлено данное пособие.

Программа по лыжному спорту предполагает курс базовой и специальной подготовки. Базовая подготовка осуществляется в рамках дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта» в 3-8 семестрах (табл. 1).

Таблица 1

Распределение учебных часов по годам обучения

Курс

Количество часов

Форма контроля

Всего

В период сессии

Самостоятельная подготовка

II

65

20 (16/4)

45

зачет

III

74

24 (10/14)

50

зачет

IV

103

38 (14/24)

65

зачет

Итого:

242

82

160





Специальная подготовка осуществляется на базе курса «Избранного вида спорта» в 9-12 семестрах (табл. 2).

Таблица 2

Распределение учебных часов по годам обучения

Курс

Количество часов

Форма контроля

Всего

В период сессии

Самостоятельная подготовка

V

88

38 (14/24)

50

экзамен

VI

220

80 (40/40)

140

экзамен

Итого:

308

118

190





Программный материал предусматривает изучение истории, теории и методики преподавания, овладение техникой и тактикой лыжного спорта, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы.


Студент должен уметь:

  • подбирать и применять на занятиях современные формы, средства и методы;

  • использовать при обучении и воспитании аудиовизуальные средства, тренажеры и микропроцессорную технику;

  • разнообразить формы занятий с учетом возраста, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся.

Студент должен владеть:

  • методами сбора, обобщения и использования информации о достижениях физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандистской работы среди населения по привлечению его к занятиям физической культурой и спортом;

  • знаниями и навыками в проведении научно-исследовательской работы, в организации и проведении спортивно-массовых мероприятий.

Успеваемость студентов по разделам программы определяется по результатам зачетов и экзаменов, предусмотренных учебным планом и результатам защиты выпускной квалификационной работы, темы которой они должны выбрать в 8 семестре.

К окончанию вуза студенты должны иметь II действующий разряд и звание судьи по спорту.


Программный материал II курса

(3 семестр – 16 часов, 4 семестр – 4 часа, самостоятельная работа – 45 часов)

№ п/п

Разделы и темы

Общее кол-во часов

В период сессии

Самост. подгот.

Лекции

Метод.



Введение в специальность

1

1









История развития лыжного спорта

2

1




1



Характеристика видов лыжного спорта

4

2




2



Классификация и терминология в лыжных гонках

4

2




2



Техника безопасности в лыжном спорте

4

2




2



Материально-техническое обеспечение занятий лыжным спортом

4

2




2



Актуальные вопросы развития лыжного спорта

5

2




3



Основы техники лыжных гонок

8

4




4



Техника классических лыжных ходов

33

2

2

29




Всего:

65

18

2

45



Учебные задания в период осенне-зимней
зачетно-экзаменационной сессии (3 семестр – 16 часов)


Тема № 1. Введение в специализацию.

Лекция – 1 час. Предмет, задачи и содержание курса, требования комплексной подготовки студентов. Специфика вуза, его краткая история. Традиции и учебно-спортивные достижения кафедры. Программный материал по годам обучения: организация изучения курса по лыжному спорту, характеристика видов занятий. Организация и режим учебной деятельности студентов. Требования к выпускнику. Права и обязанности студента-заочника. Материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Литература: 11, 51.

Тема № 2. История развития лыжного спорта.

Лекция – 1 час. Происхождение и первоначальное применение лыж, типы древних лыж и их разновидности. Археологические находки лыж, наскальные изображения. Первые письменные документы. Происхождение терми­нов "ски", "нарты", "лыжи". Зарождение лыжного спорта.

Применение лыж на Руси. Применение лыж на охоте и войне – лыжные рати XV и XVI вв. Применение лыж в войнах в последующие столетия – в войсках Минина и Пожарского, в крестьянской войне под руководством Пугачева, в Отечественной войне 1812 года.

Лыжный спорт в дореволюционной России. Первые лыжные клу­бы. Спортивные соревнования. Переходы. Техника лыжного спорта. Международные встречи. Методическая литература.

Литература: 10, 50, 51, 52, 60, 64, 66.

Тема № 3. Характеристика видов лыжного спорта.

Лекция – 2 часа. Лыжные гонки. Историческая справка. Виды лыжных гонок. Дис­танции соревнований. География вида лыжного спорта.

Биатлон. Характеристика, историческая справка. Дистанции соревнования. Популярность в стране и мире.

Горные виды. Историческая справка. Виды горнолыжных соревнований, их характеристика. Популярность видов в стране, мире.

Литература: 60, 64, 66.

Тема № 4. Классификация и терминология в лыжных гонках.

Лекция – 2 часа. Значение классификации и терминологии. Признаки классификации. Логичность терминологии. Классификация видов лыжного спорта, спортивной техники, физических упражнений, местности, инвентаря. Терминология отдельных видов лыжного спорта. Международная лыжная терминология.

Литература: 10, 11.

Тема № 5. Техника безопасности в лыжном спорте.

Лекция – 2 часа. Причины, вызывающие травматизм и обморожения. Наиболее характерные травмы в отдельных видах лыжного спорта. Профилактика травматизма: требования к местам занятий, инвентарю, одежде, обу­ви. Организация занятий, методика проведения занятий. Требования, предъявляемые к лыжнику. Роль преподавателя в обеспечении безо­пасности на занятиях и соревнованиях. Руководство учебной груп­пой при занятиях лыжным спортом.

Литература: 12, 23, 40, 51.

Тема № 6. Материально-техническое обеспечение лыжного спорта.

Лекция – 2 часа. Лыжи. Классификация лыж – гоночные, прыжковые, горные лыжи, туристические, детские, лыжи специального назначения, охотничьи. Ступающие лыжи – ракетообразные, овальные. Описание лыж. Матери­ал для изготовления. Конструкция лыж.

Лыжные крепления. Палки для лыжных гонок, слалома и туристических путешествий. Материал для изготовления лыжных палок. Разновидности колец и штырей для лыжных палок. Выбор лыжных па­лок.

Литература: 18, 19.

Тема № 7. Актуальные вопросы развития лыжного спорта.

Лекция – 2 часа. Анализ развития лыжного спорта в нашей стране и за рубежом в прошедшем олимпийском цикле. Итоги прошедших зимних Олимпийских игр. Сведения о состоянии лыжного спорта в стране за прошедший год. Анализ выступления сильнейших лыжников страны за прошедший год. Новое в методике тренировки, тактике, технике, материально-техническом обеспечении (одежда, обувь, инвентарь, оборудование).

Литература: 16, 31, 64, 66.

Тема № 8. Основы техники лыжных гонок.

Лекция – 4 часа. Лыжные гонки и их характеристика. Общие основы техники спо­собов передвижения на лыжах. Определение понятия "техника". Ха­рактеристика сил, действующих на лыжника. Связь и взаимообусловленность движений: темп, ритм, длина цикла, скорость движения отдельных частей тела. Характеристика посадки лыжника, толчки ногой, рукой.

Основные требования к согласованности движений. Активные и относительно пассивные движения в цикле хода. Фазовая структура лыжных ходов. Динамическая структура скользящего шага: направление и величина усилия при толчке ногой и рукой, перекат, подседание.

Техника способов передвижения. Характеристика работы от­дельных частей тела, построение усилий в цикле попеременных хо­дов (двухшажный, четырехшажный), одновременных кодов (бесшажный, одношажный – основной и скоростной), двухшажный.

Переходы с хода на ход. Сочетания лыжных ходов.

Техника подъемов в гору: полуелочкой, елочкой, лесенкой, ступающим и скользящим шагом при попеременных ходах. Анализ дей­ствия сил и построения усилий в цикле хода.

Техника спусков с гор прямо и наискось в различных стойках (средней, высокой, низкой). Анализ действия сил на лыжника при различных спусках. Техника движений лыжника при преодолении не­ровностей, различных видов торможения: плугом, упором, боковым соскальзыванием.

Техника поворотов на месте – переступанием, махом, прыжком. Техника поворотов при спусках с гор: переступанием, упором, плу­гом, из упора, ножницами, на параллельных лыжах.

Анализ действия сил при различных поворотах, во время вхо­да в поворот, при движении по дуге поворота. Условия сохранения равновесия при поворотах. Величина перегрузок, действующих на лыжника при движении по кривым различного радиуса, с различной скоростью.

Задание по теме: Определите собственную посадку при передвижении на лыжах различными ходами, ее особенности, угловые и линейные параметры.

Литература: 8, 10, 11, 13, 15, 20, 21, 25.


Учебные задания в период весенне-летней
зачетно-экзаменационной сессии (4 семестр – 4 часа)


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Программа по лыжному спорту предполагает курс базовой и специа icon«Генетика человека»
Этот курс особенно важен для учеников, выбравших дальнейшее обучение в высших и средних медицинских учреждениях, так как предполагает...
Программа по лыжному спорту предполагает курс базовой и специа iconКурс «Зоология» в блоке предметной подготовки занимает одно из центральных мест среди биологических дисциплин. «Зоология» преподается в течение 3 и 4 семестров на 2 курсе озо и одо
Изyчение данного курса предполагает проведение промежyточного зачета и заканчивается экзаменом. Предyсмотрено выполнение кyрсовых...
Программа по лыжному спорту предполагает курс базовой и специа iconКурс лекций и практические занятия часть 1 Допущено Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
В качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, осуществляющих
Программа по лыжному спорту предполагает курс базовой и специа iconПояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...
Программа по лыжному спорту предполагает курс базовой и специа iconВ учебном пособии излагается курс истории мировой культуры, что позволяет понять культуру как сложный общественный феномен, а также ее роль в жизнедеятельности
Гуманистический образ жизни, ориентированный не на приспособление к имеющимся условиям, а на их преобразование, предполагает высокий...
Программа по лыжному спорту предполагает курс базовой и специа iconРабочая программа По литературе, Т. Ф. Курдюмова и др. (указать предмет, курс, модуль)
Программа разработана на основе общеобразовательной программы основного общего образования, Программы оу «Литература» 5-11 классы...
Программа по лыжному спорту предполагает курс базовой и специа iconПрограмма спецкурса «Традиции средневековой книжности в творчестве Н. С. Лескова» (III курс, 32 час.)

Программа по лыжному спорту предполагает курс базовой и специа iconКурс для дистанционного обучения курс подготовлен доцентом кафедры управления
Курс «Лексикология современного русского языка» предназначен для студентов факультета управления по специальности «связи с общественностью»...
Программа по лыжному спорту предполагает курс базовой и специа iconУчебная программа
Поэтому завершающий курс обучения целесообразно посвятить модулям, обеспечивающим подготовку учителя к полифункциональному включению...
Программа по лыжному спорту предполагает курс базовой и специа iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04. Гистология с основами эмбриологии
Курс нацелен на формирование и развитие у будущих педагогов научного мировоззрения, умения использовать приобретенные знания в широком...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница