Экологическое образование

НазваниеЭкологическое образование
страница1/3
Дата конвертации21.05.2013
Размер332,55 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «ТАХТАМУКАЙСКИЙ РАЙОН»


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЯБЛОНОВСКОЙ СОШ № 5


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ.


Из опыта работы

учителя биологии

Абдулиной Н. Д.


В последние годы слово "экология" звучат все чаще и все тревожнее. Коли раньше мы не очень-то вникали в смысл этого понятия, то сегодня содрогаемся от тех ужасающих факторов преступной травли и убийства природы, а это значит и себя. Эта информация обрушивается на нас ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Воздух, которым мы дышим, вода, которую пьем, продукты, которыми питаемся, никак не соответствует тому, что исключает болезни, поднимает настроение, рождает уверенность в завтрашнем дне. Увы, экологическая ситуация на земле настолько тревожна и пугающа, что хочется закричать: «Опомнитесь, люди, слухи о глобальной катастрофе вовсе не преувеличены!»

Люди до сих пор на хотят или не могут понять, что если сельскохозяйственная революция длилась тысячелетия, а промышленная –века, то на экологическую человечеству отведено лишь несколько десятилетий. А если точнее, речь идет о жизни одного, максимум двух поколений. Иными словами, часы пущены, и каждый пробитый час приближает нас к пропасти. Это не устрашение. Это реальность. Где выход? Кто остановит полно груженый состав, приближающийся к закрытому светофору, Ответ однозначен: руководство страны, три ветви власти ее: законодательная, исполнительная, судебная. При условии согласованных действий. Но есть еще одна сила, способная «озеленить» общественное сознание. Это - педагогика. А проще говоря - школа, дошкольные учреждения, повседневный быт. Сегодня школа приобретает экологическое лицо и чаще усилиями самих учителей биологии. И это в силу образования, ежедневной практики, близости к тем, кому передают свои знания, оказались той общественной силой, которая в состояний повлиять на ситуацию. Но ведь одного энтузиазма мало, нужна поддержка.

Вселяет надежду указ Президента России «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Как и положено стратегическому плану, этот документ исполнен благих намерений, он увязан с Конституцией, по которой каждый из нас имеет право на благоприятную окружающую среду. И понятно, что без школы, без поддержки ее начинаний и усилий это право реализовать невозможно.

Разработан ряд проектов авторских концепций, определяющих цели, задачи и содержание экологического образования на разных уровнях. Вышли первые учебники по экологии, подготовлена учебно-методическая литература экологического содержания для детей разных возрастных ступеней, учебно-наглядные пособия нового поколения, появились новые периодические издания, обновляется содержание учебного материала действующих учебников путем введения дополнительных тем и разделов по экологии. Осуществляется корректировка взаимодействия школьной и внешкольной систем в организации практической природоохранной деятельности учащихся, внедряются такие формы работы, как конкурсы, турниры, научно-образовательные проекты, олимпиада.

Необходимость экологического образования и воспитания, начиная с первых классов школы и даже дошкольных учреждений, не вызывает сомнения. Главная задача сделать предметы экологической направленности интересными, понятными, многие очевидные ценности, осознанные ребенком в детстве, не будут им забыты и на посту министра и президента.

Экология как наука о нашем общем доме в широком смысле должна стать одним из главных предметов в образовании. Нельзя больше допускать, чтобы будущий рабочий или инженер придерживался известного принципа, которому во многом следовало человечество: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача».

Фактически наши дети должны выбирать: ибо дальнейшее уничтожение природа, деградация генофонда человечества, "бетонные джунгли", либо новый стиль жизни и потребления, другие жизненные ценности. Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет назад сказал:

Если вы думаете на год вперед - сейте зерна,

Если вы думаете на десять лет вперед - сажайте деревья,

Если вы думаете на сто лет вперед - воспитайте человека.

Наверное, это и есть основная цель экологического образования в воспитании.

Экологическое мышление сегодня определяет поведение человека индустриального общества в природе. Формирование подобного мышления требует экологической информации – целой системы понятий, факторов, законов и теорий, навыков и умений, формирующих мировоззрение личности. Проблемы экологического образования и воспитания детей обсуждается учеными, специалистами, педагогами, экологами, представителями Мин.образования и Мин. охраны окружающем среды и природных ресурсов, тем не менее ученые и практики отмечают неэффективность экологического образования, несовершенство системы всеобщего непрерывного экологического образования и воспитания. Уже накоплен определенный опыт экологизации содержания действующих школьных дисциплин, подготовлены вариативные программы к учебные пособия по экологии, но на самый проблемный вопрос: «А как преподавать экологию в школе? – ответить трудно. Практически методики преподавания экологии в школе не существует, серьезным тормозом развития системы экологического образования по прежнему остается подготовка специалистов, переподготовка учителей биологии.

Необходимо обобщать теоретически и практический опыт, накопленный в нашей стране и за рубежом в области экологического образования и воспитания детей. А такой опыт есть, опыт интересный, нередко оригинальный. Пока приходится рассчитывать прежде всего на себя, на большой творческий потенциал педагогов-энтузиастов.

Проблема обучения в области экологии имеет специфическую особенность - одной из ее задач является охват как можно большего числа учеников (в идеале - всего населения), с целью создания социальной и культурной среды, способствующей выходу современного комплексного кризиса биосферы не только и не столько техническими новшествами и усовершенствованиями, но сознательным и целенаправленным развитием и трансформацией техногенной цивилизация. Достижение этой цели возможно только при переносе начальной фазы обучения на возможно меньший возраст, на момент формирования основ логического мировоззрения, когда система современных знаний может быть принята ребенком просто и естественно, во всей сложности и взаимосвязанности.

Задачи максимально эффективного обучения общей экологии без существенного снижения сложности системы данной науки в раннем и среднем школьном возрасте может быть достигнута следующим образом:

А) введение естественных наук для детей в игровых формах обучения (подача экологической информации в форме сказки, рассказа-фантазии, игровой деятельности и др.)

Б) придание научным проблемам и всему процессу обучения выраженного положительного эмоционального заряда;

В) показ научных проблем без существенного упрощения в их целостном виде на уровне понятийного аппарата учеников, его постепенное усложнение на конкретных примерах и заданиях, связанных с повседневной жизнью детей, жизнью населенного пункта, региона, страны.

Планируя курс "Природоведение" для учащихся V класса ввожу в последний раздел программы «Экология» Введение в предмет (10ч). Ставлю цель знакомства учащихся с наукой, которая помогает не только понять природу, но и учит, как ее беречь. Показываю главные проблемы экологии, современное состояние биосферы, значение охраны природа; стараюсь заложить основы формирования экологических знаний и воспитаний культуры взаимоотношений Человека с Природой.

Темы раздела «Экология. Введение в предмет».

1. Что такое экология? – 1 час.

2. Важнейший закон природы: все растения и животные живут только в тех местах, к которым они приспособились – 1 час.

3. Сообщество: растения и животные. Связи живого и неживого – 1 час.

4.Невидимая сеть (сети питания). Невидимая пирамида – 1 час.

5.Кто как защищается (относительная приспособленность растений – 1 час.

6. Как человек изменил Землю – 1 час.

7. Экологическая катастрофа "подарки" человека самому себе и своей планете: кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, нефть в море, отчего гибнут киты и др.) – 1 час.

8. Жизнь под угрозой. Красная книга - 1 час

9. Экология борется. Экологические прогнозы - 1 час.

10. Летние задания

Отбирая учебный материал к урокам, исхожу из психологических возрастных особенностей детей, для которых характерны большой интерес к природе, острое восприятие явлений окружающего мира, потребность в познании и общении, способность удивляться и радоваться. При изложении материала учитываю нравственные, эстетические и волевые установки личности. Большое внимание уделяю развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся, способности сопереживания, сострадания, воспитанию у школьников гуманизма, чувства тревоги и заботы о состоянии природной среды, любви ко всему живому. На уроках природоведения, биологии, экологии, изучая основные признаки живых организмов, зависимость их жизнедеятельности от условий окружающей среды, роль растений, животных, бактерий и грибов в биосфере, стараюсь акцентировать внимание учащихся на причины сокращения природных сообществ, видового состава растения и животных, их охране, правилам поведения в природе, их обоснованию. Ребенок в школе должен получать не только знания, но и основные понятия о нравственности, добре и зле, о нормах поведения. Все больше нас тревожит мысль, о знаниях мы думаем больше, чем о воспитании нравственности. А между тем, чем выше уровень интеллектуального развитая, тем опаснее разрыв между умом и чувством. Умение нести добро, использовать свои знания в гуманных целях не возникает само по себе. Над этим надо работать.

Атмосфера доброты, красота, музыки, стихов, мир сказок и фантазий позволяет лучше усвоить необходимую информацию, найти отклик в душах ребят, почувствовать любовь к природе, понять ее красоту и гармонию, научить видеть, анализировать, делать практические выводы.

Бесспорно, что эмоциональное воздействие на ученика играет значительную роль в воспитании. Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к природе, предмету.

Единство человека с природой... Всегда ли мы осознаем, как тесно связаны с природой, как зависим от нее? Уметь видеть природу – первое условие воспитания через природу. Надо показать, научить описывать увиденное словами, подвести ребенка к высказыванию своего отношения к увиденному. Рассмотрим несколько примеров:

На уроках природоведения, рассказывая о почве, или позже, на уроках биологии в VI классе "Охрана почвы" использую прием: "Вот перед нами яблоко (ровное средне размеров). Представьте себе, что яблоко – Земля, делим его на 4 частя; три из них - это вода, а четвертая часть - земля (суша). Если эту меленькую одну четвертую поделим еще, то получим кусочек "земли, где люди не живут; а еще одну восьмую делим на три части: две частицы (города, леса, дороги) - землю нельзя использовать, и только последний кусочек мы используем. Срежем с него кожуру - это и будет слой плодородной почвы. А мы, порой чтобы сократить путь, переходим через вскопанное, вспаханное, засеянное.., Раз, другой перешли и вот уже почва перестает быть плодородной, на ней в этом месте ничего не растет, т.е. от того последнего крохотного кусочка можно еще отрезать кроху!

Мы взрослые, знаем, что наличие почвы - одно из самых важных условий жизни многих живых существ, в том числе и человека. Плодородных почв на Земле очень мало, выше приведенный опыт наглядно и образно все это объясняет даже младшим школьникам. И поймут они, поймут, как важно беречь каждую падь нашей матушки Земли!

Еще один пример формирования экологического мировоззрения, определения взаимосвязей в окружающем мире. Природоведение. Тема «Невидимая сеть (цепи питания). Невидимая пирамида». Излагаю материал через сказку Евгения Клюева "По законам живой природы" (желательно использовать иллюстрации к образам «героев» из детских творческих работ).

А затем открываю на доске вопросы:

  1. Правы ли были в отношениях между собой Кузнечик, Лягушонок и Лисенок?

  2. А кто по настоящему познал мудрость Живой Природы?

3. Почему Старая Ворона права, попробуете обосновать свои доказательства.

В обсуждении дети ведут себя естественно, раскованно, не боятся допустить ошибку, отстаивают свое мнение. В итоге приходим к единому решению, отстаивая истинное положение экологического понятия.

Тема: «Жизнь под угрозой. Красная книга».

Цель урока: воспитание любви, бережного и доброго отношения к природе. На уроке использую:

  1. Мини-лекция-сказка;

  2. Обсуждение темы, фронтальная беседа.

  1. Беседа «Красная книга». О чем она?

  1. Составление правил поведения в природе.



Сказка о Лесном царе.

В Природном царстве, Лесном государстве жил-был Лесной царь - защитник всякой зверушки и всякого растеньица (от мала до велика). Жилось всем вольготно и весело, да вот напала Чернь на Природное царство, стала топтать шелковую травушку-муравушку, рубить зеленые дубравушки, разорять гнездышки малых пташек, вылавливать зверушек, да красавиц бабочек.

Стали собираться со всего Природного царства к Лесному царю все обиженные и беззащитные. Первым приплыл осетр и стал жаловать: «Горе, горе нам, рыбам. Нас истребляют из-за вкусного мяса и черной икры. Нам заграждают путь к нересту дамбами и плотинами. Загрязняют реки лесосплавом и отходами. Гибнем мы, царь, и просим твоей защиты». С жалобой к лесному царю прискакала жаба и, едва отдышавшись, заквакала: «Всемогущий Лесной царь, великий наш защитник! Выслушай меня, старую жабу, живем мы тихо и мирно по своим природным законам, но пришла Чернь беззаконная и заставила жить нас по своим беззакониям. Нас отравляют и уничтожают, засыпают наши водоемы, преграждают наши к водоемам дорогами, и мы вынуждены уходить с наших мест. А сколько мы пользы приносим. Мы ведь поедаем вредных насекомых, вредителей садов и огородов, личинок москитов - обитателей тропиков, которые при укусе могут заражать людей тяжелыми инфекционными заболеваниями. Не могу понять я, за что к нам такое несправедливое отношение». «Ж-Ж-Ж» - прожужжало над самым ухом царя. Это шмель спешит рассказать о своей беде.

А тут и жужелица подоспела, и едва шмель замолчал, заговорила: «Ох, царь, спасения нет от мальчишек и девчонок, которые собирают нас в баночки и коробочки, коллекционируют, а ведь мы пользу приносим - вредителей, которые поедают ягоды клубники и земляники, уничтожаем. Никакой благодарности нам от человека!»

Долго думал Лесной царь над бедами народа и решил издать Указ, при невыполнении которого человек сам становился бы животным или птицей, насекомым или растением и вынужден был бы испытывать все ужасы своей деятельности.

Эта поучительная сказка, заставляющая задуматься о том, как мы относимся к братьям наши меньшим, вызывает у ребят горячее желание их защитить. После сказки предлагаю детям высказать свои предложения по составлению правил поведения в природе, объясняю, что эти правила, могут быть и в виде рисунка, в стихотворной форме, в виде эмблем. Индивидуальная творческая деятельность ребят проявляется незамедлительно: равнодушных не бывает.

На уроке природоведения «Кто как защищается» (относительная приспособленность растений, животных), можно использовать при объяснении сказку «Было это давным-давно», «Почемучка», Москва, «Педагогика», 1990г., стр. 105-106, замечательная сказка « Шел, я, шел, и сказку нашел» стр. 206-207, или о том как птицы гнезда строят «Жили-были» стр. 203-204, о птичьих перелетах «За лесами, за долами, за высокими горами» стр. 133-194.

Тема «Экологическая катастрофа» будет убедительно дополнена «Сказкой о нефтяной рыбке» стр.123 в этом же издании.

В своей работе на уроках биологии ввожу пятиминутки экологической информации, используя материал из периодической печати, популярной экологической литературы, журналов «Юный натуралист», «Свирель». Большую помощь и интересную информацию для уч-ся 5-6 кл. даст рубрика «Экологическая тревога» из книги «Почемучка».

Раненая земля - стр.31.

Вижу дали - стр.87.

Разноцветная речка - стр.124.

Что хочу то и ворочу - стр.145.

Запертая река - стр.146.

Мать сырая земля в опасности - стр.151.

Семь раз примерь - один раз отрежь (Арал)- стр.152.

Шмель жужжит о помощи - стр.195.

Почему нельзя рвать ландыши – стр. 196.

Бедняга цветок на асфальте - стр.227.

Грузовик... на батарейках – стр.227.

Травопогубители - стр.321.

Долой вредную капусту - стр.322.

Моей настольной книгой стала «Экологическая азбука» для детей и подростков, издательство МНЭПУ, Москва, 1995г.

Красочное научно-популярное издание для детей и подростков доступным языком и в занимательной форме рассказывает, как защитить человека и окружающую природу от экологических бедствий.

На последних страницах этой книги есть сказки, которые сочиняли ребята для экологического турнира в Артеке. Их даже можно использовать для постановки на сцене во внеклассной работе по экологическому воспитанию: «Теремок»; «Сказка про Золушку»; «Волшебный карась».

В младших классах будут интересны уроки, основанные на применении учебного пособия для начальных классов по освоению разделов «Природоведение», «Естествознание».

Аллан Фрода «Вынужденное путешествие или Как спасти Планету». Учебник-сказка, Екатеринбург, издательство Уральского университета, 1995г. Он имеет в своей основе насыщенный и наглядно иллюстрированный игровой сюжет, где главные герои имеют ролевые характеристики, соответствующие различным типам темперамента, различной подготовленностью к восприятию и реализации информации, что позволяет детям устойчиво ассоциировать себя с ними. Игровой сюжет позволяет концентрировать внимание учащихся ко всему комплексу учебника, всей последовательности подачи информации, в различные, но взаимосвязанные формы его подачи, облегчает усвоение. Система усложнений понятийного аппарата включена в сюжет структурой информационных и справочных полей и комплексом домашних заданий. В обращении к учителю дана ориентировка на гибкое восприятие и применение книги, т.к.опыт работы с подобной литературой учебного плана в российских школах пока недостаточен. В учебной реализации данной книги весьма существенную помощь могут оказать родители, потому так важно найти полное взаимопонимание и с детьми и с их родителями. В итоге выигрывают все, кто в свое время не получил экологического образования. Авторы учебника сообщают о том, что в дальнейшем планируется завершение работы по созданию игрового учебного пособия по общей экология для учащихся старших классов школы.

Продолжаю формирование у детей экологического мышления через сказку и на уроках биологии, например, 6 класс, темы: "Условия прорастания семян. Дыхание семян. Питание проростка". Можно позаимствовать опыт учителя биологии из Башкорстана Е. С. Чудиной. Журнал «Биология в школе» № 5, 1996 год, стр.44, статья "Урок-сказка. А почему бы нет?"

В 6 классе перед началом изучения раздела "Основные отделы растений" провожу заключительный урок по цветковым растениям.

Тема: "Влияние хозяйственной деятельности человека на видовое многообразие цветковых растений. Охрана растений. Красная книга".

Цель урока: обобщить конкретизировать знания учащихся о взаимосвязи растительных организмов с внешней средой; о зависимости развития, распространение растений от деятельности человека; воспитывать любовь и бережное отношение к растениям, к природе. К уроку заранее готовится оформление, к которому привлечены уч-ся; стенд об охране природы; раскладка «Растения в Красной книге»; плакаты, рисунки, иллюстрации, природоохранные знаки и т.д.

Девиз урока: «Растения - Земли украшения».

План содержания урока:

I. Обобщение и систематизация знаний о цветковых растениях и их

классификация.

1. Ботаническая разминка по карточкам (определение растения).

2.Загадки (определение растения и семейства)
II. Изучение темы урока:

1. Единство человека с природой (работа с текстом ученика, беседа)

2. Почему растительный мир надо охранять? Что ему угрожает?

В ходе беседы делаем основные записи в тетради.

I. Диким и культурным растениям одинаково опасны (в тетр.) стихийные бедствия (засуха, наводнения, преждевременные или сильные морозы, нападения вредителей).

2. Человек с давних пор вырубает леса (в тетр.) Вырубка леса, чтобы освободить площади под пашни и чтобы получить строительный материал, топливо, продукты переработки древесины, бумагу.

3. На растительный покров оказывают пагубное влияние (в тетр.) отходы промышленности, особенно химической, горнодобывающей, теплоэнергетика.

4. Для посева хлебов распахивают степи и луга (в тетр, распашка степей, лугов).

5. В степях и на лугах, в том числе горных пасут скот (в тетр. выпас скота), а иногда его так много, что животные не только съедают зеленые части растений, но и вытаптывают их почти полностью.

6. Для получения новых площадей под пашню, осушают болота

(в тетр. - осушение болот), гибнет болотная растительность, мельчают реки, меняется климат, исчезают животные.

Есть и другие опасности:

Очень часто от неосторожного обращения с огнем возникают лесные пожары, уничтожающие растительность (в тетр. Неосторожное обращение с огнем).

Учащиеся читают стихи З. Шеффера "Лесной пожар"

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра

Он в лес ушел,

А ветви догорали и нехотя чадили,

А утром ветер разогнал туманы.

И ожил потухающий костер,

И, сыпля искры,

Посреди поляны багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты свалил, в зеленый лес вошел,

Как выгнатая стая белок рыжих

Он заметался со ствола на
  1   2   3

Похожие:

Экологическое образование iconЭкологическое образование, воспитание и просвещение населения Смоленской области в 2011 году Деятельность фгбу «Национальный парк «Смоленское Поозерье»
Экологическое образование, воспитание и просвещение населения Смоленской области
Экологическое образование iconX. экологическое образование, воспитание и просвещение
Государственный доклад «О состоянии окружающей среды на территории Тверской области в 2010 году»
Экологическое образование iconС. А. Суркина Экологическое образование дошкольников
Декан факультета экологии и биологии Балашовского института (филиала) Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского,...
Экологическое образование icon“Методы экологического образования на уроках химии ”
В относительно самостоятельное направление выделяется и экологическое образование, которое можно рассматривать как элемент общего...
Экологическое образование iconПлюснина Т. А, Моргун Д. В. Экологическое образование в условиях модернизации российского образования. / Под ред. Г. А. Ягодина
Г. А. Ягодин, доктор химических наук, профессор, академик рао, научный руководитель Центра экологического образования и устойчивого...
Экологическое образование iconЭкологическое образование и просвещение в «Журавлиной родине»
Там же живут другие редкие виды птиц и зверей: орлы, совы, медведи, рысь, барсук, выдра. Каждую весну здесь на пролете останавливаются...
Экологическое образование icon3 Экологическое образование, просвещение и воспитание
В 2009 году в краевом государственном учреждении дополнительного профессионального образования «Хабаровский институт повышения квалификации...
Экологическое образование iconУчебно-методический комплекс по курсу “экологическое право” для студентов дневного, вечернего и заочного отделений юридического факультета г. Казань-2007
Экологическое законодательство регулирует не все отношения человека с окружающей средой, а устанавливает правила поведения именно...
Экологическое образование icon«Социально-экономическое образование»
Гос впо 2005 «Социально-экономическое образование» для студентов, обучающихся по направлению 050400 «Социально-экономическое образование»,...
Экологическое образование iconОсновными целями и задачами общественных экологических организаций края в 2010 году, как и в предыдущие годы, являлось привлечение внимания к проблемам охраны окружающей среды государственных органов, хозяйственных и общественных организаций края, экологическое образование и воспитание населения
В красноярском крае зарегистрировано около 20 общественных организаций, деятельность которых связана с охраной окружающей среды
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница