«Экология»

Название«Экология»
страница1/5
Хорошилова Лариса Александровна
Дата конвертации21.05.2013
Размер0,61 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5


Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9» г.Белово


Экологическое воспитание школьников

на уроках биологии


Методические рекомендации





Белово

2011


Автор-составитель: Хорошилова Лариса Александровна, учитель биологии


Для того чтобы не допустить разрушения среды обитания человечества, нужно хорошо знать закономерности развития природы и факторы, пагубно влияющие на её существование, способы разумного использования сил природы в интересах человечества. Этому нужно учить все население, особенно подрастающее поколение.

Каждый педагог, независимо от его специальности, должен быть подготовлен как теоретически, так и методически к экологическому воспитанию учащихся. Экологическое воспитание означает формирование у человека сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов.

Оглавление


Введение ………………………………………………………………………….4


Глава 1. Экология сложная система взаимосвязей организмов и среды их обитания.


    1. Природа – наш большой дом………………………………… ……7




    1. Биосфера – область активной жизненной среды ………….. …….9


Глава 2. Экологическое воспитание школьников.


2.1. Функции школьной экологии ………………………………………..13


2.2. Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии ……….15


Методические рекомендации ………………………………………………......18


Заключение ……………………………………………………………………...22


Список литературы.


Приложение.


Введение


«Экология» - это наука, изучающая закономерности существования, формирования и функционирования биологических систем всех уровней – от организма до биосферы и их взаимодействия с внешними условиями, буквально – «наука об организмах у себя дома» (1).

Проблемы экологии и охраны окружающей среды в целом по всеобщему признанию стали для человека самыми актуальными, после проблем ядерной войны. Однако, поскольку ядерный конфликт оказывается невозможным без самоуничтожения человечества, то экологические проблемы становятся первыми в современном мире.

Духовное оскудение человека, отчуждение человека от природы, культуры от природы привели к созданию системы ценностей общества потребления, основанного на эгоизме и прагматизме. Человек живёт по формуле «здесь и сейчас». Предстоит расширить взгляд человека на мир, сформировать целостное мировоззрение, принять новую систему ценностей, новую формулу бытия – « всегда и везде».

Предстоит сберечь, возродить и развить ценности культуры, способные обеспечить экосоциальные взаимодействия с природой - экологическую культуру мира. Экологическую культуру нельзя привезти в страну, как канадские чипсы или французскую косметику.

Она рождается в результате взаимодействия этноса и вмещающего этнос ландшафта (2). В России сложился богатый, уникальный комплекс традиций диалога природы и человека. Особенность такого диалога – подчеркнуто почтительное, уважительное отношение к Земле. Огромен и природно-ресурсный потенциал России: из 17 млн. км. Около половины составляют леса, болота, горы Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока, 15% - дикой природы, 21% всех лесов мира принадлежит нашей стране, 40% загрязнений на европейскую часть России приходит из Европы и «перерабатывается» отечественными экосистемами. Россия – экологический донор многих национальных экосистем мира.

Экологическая этика утверждает: жизнь – абсолютная ценность, её сохранение должно стать мерилом развития современной цивилизации (2).

Охрана природы, расширение площадей заповедников, заказников, национальных парков – резерв культуры будущего.

Динамическая устойчивость биосферы, поддерживающей Жизнь на Земле, - общечеловеческая ценность. Вклад в сохранение этой абсолютной ценности есть мера подлинного богатства, а теперь и зрелости цивилизации, богатства экологической культуры.

Познание мира – это диалог человека и природы; только на вызов – вопрос человека – природа отвечает. И если глупыми будут наши вопросы – такими будут и ответы. Искусство «вопрошания природы» - алгоритм новой современной модели познания мира.

Закон Российской Федерации « Об охране окружающей среды» (1992г.) предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого – развитие экологической культуры народа, каждого члена общества.

Что должно обеспечить экологическое образование:

  • формирование бескорыстных и возвышенных мотивов деятельности по отношению к окружающей среде, уверенности в преодолении экологической опасности;

  • воспитание человека, ответственного за принимаемые экологические решения.

10 января 2002 года Президентом Российской Федерации подписан новый Федеральный закон « Об охране окружающей среды». 12 января 2002 года этот закон вступил в силу.

Статья 72 «Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях» гласит:

  • В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно – правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний.

Статья 74 «Экологическое просвещение»:

  • В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знания об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.

Задачи школьной экологии:

  • способствовать осознанию учащимися причин безнравственного отношения к природе;

  • сформировать убеждения о ценности природы для человека и общества;

  • создать условия для привития навыков и норм поведения по отношению к окружающей среде.

Возможности экологического образования школьников достаточно велики, особенно в процессе изучения биологических дисциплин. Биология раскрывает перед учащимися такие экологические понятия, как среда и факторы среды; экология организмов; биосфера и биологическое равновесие, пути его сохранения; рациональное использование биологических систем и их охрана; защита биосферы от физических и химических влияний; борьба против биологического оружия.

Полученные знания на уроках послужат основой для дальнейшего расширения экологического образования и воспитания во внеучебное время

Потребность в знании порождает множество вопросов, а в них – любовь к своему краю и беспокойство о его будущем, желание познать реальность окружающего мира и надежда на сохранение его лучших качеств для грядущих поколений. Не могут быть забыты слова, сказанные удивительным человеком, писателем, гуманистом, миссионером, врачом Альбертом Швейцером: «Этика – это безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живущему» (3).


Глава 1. Экология – сложная система взаимосвязей организмов

и среды их обитания.


    1. Природа – наш большой дом


Природа – это и весь мир в многообразии его форм, и совокупность космических, геологических, климатических, физико-химических, биологических и иных процессов, протекающих естественным путём; это не только естественные, но и созданные человеком материальные условия его существования.

Природа – это не только почвы, реки, леса и недра. Это ёще и удивительное переплетение материального и духовного, естественного и социального, научно-теоретического и практически реализованного. Поэтому говорить о знании природы любого географического пространства крайне сложно. Есть многовековой путь познания явлений и процессов материального мира, обобщённый опытом многих поколений людей. Осваивая все новые территории, человек всё энергичнее вторгался в недра Земли. А вместе с горными породами стали вовлекаться в хозяйственный оборот и все остальные семь компонентов природной среды: вода и воздух, почва, растительный и животный мир, микроорганизмы и климат, изменяющиеся не всегда в благоприятном для человека направлении.

Богатство недр – это лишь составная часть единого природного комплекса, прошедшего до своего становления долгий путь исторического развития, где всё проникнуто упорядоченной системой взаимосвязей и взаимодействий. Эта сложная система взаимодействий организмов и среды их обитания и есть экология. Именно такое определение давал ей в далёком 1866 году замечательный учёный и основатель науки Эрнст Геккель.

Экология. Слово о доме. Знание дома. Наука о доме. У истоков своего существования это биологическая дисциплина. А сейчас экология, далеко раздвинув рамки одной науки, являет собой общественное сознание людей и его заботы о едином человеческом доме – нашей голубой планете.

Природа – наш большой дом. И здесь нравственно-этический аспект восприятия природы смыкается с знанием необходимости её сохранения.

Первый закон экологии гласит: «Что бы мы ни делали в природе, всё вызывает в ней те или иные последствия, часто непредсказуемые». (4) А вот и прямое предостережение людям: «Человек имеет только один способ передавать жизнь и тысячу, что бы погубить её». ( А.Дюма-отец) (3)

Научно-технический прогресс потеснил природу и во многих случаях нарушил равновесие в окружающей среде, что угрожает не только обитанию человека, но и самому прогрессу. Дальнейшее разрушение природы будет означать угасание, а возможно и гибель всей цивилизации Ф. Жолио Кюри в своё время предостерегал: « Нельзя допустить, чтобы люди направляли на своё собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить» (1).

Для того, чтобы не допустить разрушения среды обитания человечества, нужно хорошо знать закономерности развития природы и факторы, пагубно влияющие на её существование, способы разумного использования сил природы в интересах человечества. Этому нужно учить все население, особенно подрастающее поколение.



    1. Биосфера – область активной жизненной среды.


Биосфера охватывает тропосферу, литосферу и гидросферу. В основе биосферы лежит биотический круговорот веществ. В процессе эволюции за несколько миллиардов лет в биосфере « отработана» совершенная замкнутая система, которая в упрощенной схеме выглядит следующим образом: растения потребляют углекислый газ и выделяют кислород, создавая органическое вещество; животные потребляют кислород, поедают растения и выделяют углекислый газ; бактерии, грибы и другие редуценты перерабатывают отмершие остатки животных и растений, разрушая их и превращая в минеральные или простые органические соединения, потребляемые, в свою очередь, растениями ( см. приложение № 1)

Образуется естественный круговорот в природе. Непрерывность этого процесса обеспечивается распадом и накоплением конечных продуктов. Без этого жизнь остановилась бы, поскольку всё, что её обеспечивает, оказалось бы в « отходах производства», то есть распад и накопление не могут существовать раздельно, они взаимодействуют между собой. В биологический круговорот вовлекаются миллиарды тонн фосфора и азота, огромное количество кальция, калия, железа, а так же гигантское количество воды. Воды в живых организмах в 5 раз больше, чем во всех пресных водоёмах нашей планеты. Поэтому всякое нарушение равновесия в биосфере ведёт к непредсказуемым последствиям.


1.2.1. Тропосфера. Факторы, нарушающие равновесие в атмосфере.


Тропосфера сама по себе представляет воздушную оболочку земного шара. Атмосферный воздух состоит из смеси различных газов – 78,08% азота, 20,95% кислорода, 0, 93% аргона, 0,03% углекислого газа. На долю остальных газов (неон, гелий, метан, ксенон, радон и др.) приходится примерно 0, 01% .

В ходе длительной эволюции биосферы процессы синтеза преобладали над процессами распада, и как следствии этого, стало возможным появление кислорода и накопление полезных ископаемых. Процессы активного фотосинтеза привели к образованию большого количества кислорода, который в верхних слоях атмосферы превратился в озон. Образование озонового экрана явилось важнейшим фактором развития жизни на Земле. Он предохраняет живые организмы от губительного воздействия ультрафиолетовых лучей и способствует дальнейшему накоплению кислорода на нашей планете. Озоновый слой служит экраном и препятствует разрушению живых организмов солнечной радиацией.

Какие факторы угрожают равновесию в атмосфере?


По данным национального геологического общества США, количество кислорода в Мировом океане за последние годы снизилось на 12%. Огромное количество кислорода потребляют автомашины, самолёты и различные производственные процессы. Примерно такое же количество кислорода производят за то же время 25-50 тыс. га леса. За последние 100 лет биомасса, которая выделяет кислород уменьшилась на 7%. Под угрозой исчезновения оказались 25 тыс. видов растений, что составляет 10% всего числа видов растений – продуцентов (5).

Одним из факторов, нарушающих равновесие в атмосфере, является выделение огромной массы углерода и углекислого газа вулканическими извержениями, горячими ключами, дыханием живых организмов, сжиганием горючих ископаемых в промышленности, транспортными средствами, кострами, продуктами сгорания химического производства. Школьники тоже жгут гудрон, старые покрышки автомашин, всё то, что сильно дымит. Всё это загрязняет атмосферу.

Моря и океаны, зелёные растения не успевают усваивать углекислый газ, который остаётся в оболочке земного шара, перегружает его, нарушает соотношение с кислородом. Это может привести к так называемому «парниковому эффекту» с непредсказуемыми последствиями.

Вторым фактором, угрожающим нарушению равновесия в атмосфере, являются аэрозоли. Это твёрдые частицы или капельки вещества, рассеянные в воздухе, которые загрязняют воздушный бассейн и вредно сказываются на озоновом слое. Для изготовления аэрозольных баллончиков с лекарствами, косметикой и бытовыми препаратами используют газ фреон. Он не вреден для живых организмов в нижних слоях атмосферы – тропосфере. Попадая же в стратосферу, где расположен озоновый слой, молекулы фреона разлагаются, выделяя фтор и хлор, они как раз и реагируют с озоном, разрушая его. Озоновый слой уменьшается и учёные уже сейчас обнаруживают озоновые дыры над Антарктидой и в других местах. В результате на Землю падает всё больше ультрафиолетовых лучей, убивая живые организмы. Радиоактивные излучения солнца вредно действуют и на организм человека.


1.2.2. Литосфера.

Факторы, способствующие разрушению почвы


В почве происходит одновременно разрушение и созидание. Подсчитано, сто для создания слоя плодородной почвы в естественных условиях потребуется от 200 до 1000 лет, тогда как талые воды, дождь и ветер могут разрушить то, что природой создавалось сотни лет и тысячелетия за десяток лет, а то и быстрее.


Какие факторы способствуют разрушению почвы?


Прежде всего, это эрозия, которая уничтожает поверхностный слой Земли. Второй фактор – загрязнение почвы нитратами, нерациональным применением азотных, калийных и фосфорных удобрений. Почва загрязняется производственными отходами, выбросами предприятий, пестицидами. Уничтожая вредных насекомых, ядохимикаты обеспечили увеличение урожая. Но они стали попадать и в пищу человека, приводя к отравлениям, болезням. Что же касается вредителей, то они постепенно сумели приспособиться к ядам. Уже у более 500 видов вредных насекомых обнаружена устойчивость к какому-либо ядохимикату, а некоторые, в том числе и картофельный вредитель – колорадский жук, на сегодняшний день приобрели устойчивость почти ко всем ядохимикатам.

В особой защите нуждается мир растений, являющийся источником жизни на Земле. Благодаря фотосинтезу, происходящему в зелёных растениях, атмосфера обогащается кислородом и поглощается углекислый газ.

Леса – это зелёная лаборатория, лёгкие планеты. Свыше 70 видов растений имеют лекарственное значение. Однако можно наблюдать губительное отношение к лесам, лесным насаждениям и растительному покрову.

Животные составляют 2% всего живого, но их роль велика, поскольку у них высокий уровень энергетических процессов. На Земле насчитывается от 1,5 до 4,5 млн. видов животных, а растений около 350 тыс. видов. За последние 300 лет исчезло около 150 видов и над 240 видами нависла угроза исчезновения.


1.2.3 Вода – незаменимый источник жизни на Земле


Вода – единственное вещество на Земле, которое одновременно встречается в жидком, газообразном и твёрдом состоянии. Вода присутствует во всей биосфере – в воздухе, почве, живых организмах. Она наиболее беззащитна перед загрязнением. Загрязнённая вода утрачивает свою биологическую ценность. По данным ООН около 1,3 млн. человек не обеспечиваются водой ни в количественном, ни в качественном отношении. Воду нельзя заменить ни чем. На Земле нет ни одного примитивного существа, которое не имело бы в своём составе воды. Вода – спутник почти всех отраслей народного хозяйства. Человек не может существовать без воды, потеря влаги в объёме 6-8 % от веса тела приводит к обмороку. При потере организмом 10 – 12 % воды перестаёт биться сердце.

Этот незаменимый источник жизни на Земле обесценивается, загрязняется сточными водами предприятий, пестицидами. От перенасыщения вредными примесями в воде гибнет рыба, флора и фауна озёр, морей и океанов. А многие реки превращаются в сточные канавы.

До недавних пор казалось, что основным виновником неожиданных бедствий является неразумная стихия. Землетрясения, вулканы, цунами, тайфуны и наводнения – вот лишь краткий перечень испытаний, которым подвергает нас природа. Но, внимательно присмотревшись к перечню катастроф, легко увидеть, что не меньшую, а даже большую опасность таят в себе и творения рук человеческих.

Аварии атомных реакторов и взрывы химических заводов, падение самолётов и столкновения поездов – сообщения об этих событиях есть практически в каждой газете и ежедневных выпусках новостей. Но в последнее время стало ясно, что такое деление катастроф на природные и искусственные на самом деле неверно. Нам кажется, что землетрясение – это стихия, абсолютно не связанная с деятельностью людей. Но это, не так. Выбирая из под земли нефть, закачивая туда воду с загрязнителями, человек может сильно влиять на процессы скрытые от его глаз глубоко под землёй. Поэтому в районах нефте - и газодобычи всё чаще происходят подземные толчки. Не меньшую опасность несёт и строительство водохранилищ. Огромные массы воды, специально собранные человеком в одном месте, давят на земную твердь, заставляя смещаться подземные слои. В результате этих движений в районах крупных искусственных озёр возникают землетрясения.

Таким образом, в биосфере существуют органическая взаимосвязь между атмосферой, водным пространством и земной поверхностью. Нарушение равновесия в одной сфере ведёт к нарушению во всей биосфере. Особенно опасное влияние на всё живое на Земле оказывает радиация, что подтверждает Чернобыльская трагедия.


  1   2   3   4   5

Похожие:

«Экология» iconЭкология
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс «Экология»
«Экология» iconРеферат По предмету: Экология. Тема: Экология и здоровье человека

«Экология» iconПрограмма дисциплины для специальности 013100 ”Экология”, направления 511100 ”Экология и природопользование”
Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального
«Экология» iconФауна и экология паразитов рыб основных пресноводных водоемов якутии 03. 00. 16 экология
...
«Экология» iconЖ. И. Резникова экология, этология, эволюция
Экология, этология, эволюция часть Структура, сообществ и коммуникация животных. Новосибирск, 1997. 92с., 23ил
«Экология» icon«Агрокомбинат Дзержинский»
Республиканское научно-исследовательское унитарное предприятие «Бел ниц «Экология» (руп «Бел ниц «Экология»)
«Экология» icon«Экология. Природопользование. Охрана окружающей среды»
В указатель включены библиографические описания статей, опубликованных в научных и научно-популярных изданиях «Азия и Африка сегодня»,...
«Экология» iconЛ. Г. Наумова Б. М. Миркин Основы общей экологии
Если с самого начала признать неправомочность использования этого клише для обозначения состояния окружающей среды («плохая экология»,...
«Экология» iconАналитический доклад по организации учебно-исследовательской деятельности в мбоу дод дом детского творчества в 2011 году
«Школа исследователей», краевой и муниципальной программам по работе с одарённым детьми. На базе Дома детского творчества реализуются...
«Экология» iconПтицы селитебных ландшафтов северной части центральной азии (фауна, население и экология) 03. 00. 16 экология
Защита состоится 21 апреля 2010 г в 10 часов на заседании диссертационного совета Д212. 022. 03 по защите диссертаций на соискание...
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©docs.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
ЖивоДокументы
Главная страница